|
значительное влияние негра на общий характер народа несомненно.
Разумеется, такое заражение первобытным с тем же успехом можно наблюдать и в
других странах, но не в таких размерах и не в такой форме. В Африке, например,
белые люди составляют ничтожное меньшинство и поэтому вынуждены, строго
соблюдая общественную форму, защищаться от влияния негра - от так называемого
"going black". Стоит кому-нибудь из них поддаться влиянию примитивного, и с ним
будет кончено. В Америке же из-за своей малочисленности негры оказывают не
дегенеративное, а скорее своеобразное влияние, которое, если только не страдать
джаз-фобией, никак нельзя назвать вредным.
Удивительно то, что влияние индейца совсем или почти совсем незаметно. Однако
упомянутые ранее физиогномические сходства отнюдь не указывают на Африку, а
являются специфически американскими. Стало быть, тело реагирует на Америку, а
душа на Африку? Пока я должен ответить на этот вопрос так: влияние оказывают
только манеры негра. Что же касается души, то это еще вопрос.
То, что в сновидениях моих американских пациентов негр, как выражение
неполноценной стороны их личности, играет немаловажную роль, - факт вполне
естественный. В аналогичном случае европейцу снились бы бродяги или иные
представители низших слоев населения. Однако большинство сновидений, особенно в
начале аналитического лечения, поверхностны. И только в ходе серьезного,
глубокого анализа наталкиваешься на символы, связанные с индейцем.
Прогрессивная тенденция бессознательного, другими словами, мотив его героя,
выбирает в качестве своего символа индейца. Так, на некоторых монетах
Соединенных Штатов изображена голова индейца, что свидетельствует об уважении к
ранее враждебным, а теперь индифферентным индейцам. Одновременно это является
выражением только что упомянутого факта, что американский мотив героя выбрал
себе в качестве идеальной фигуры индейца. И конечно, ни одному американскому
правительству не пришло бы в голову поместить на своих монетах портрет Цетевайо
или другого какого-нибудь негритянского героя. Монархические государства
предпочитают изображать на своих монетах портрет властителя страны,
демократические любят иные символы своих идеалов. Пример такой американской
фантазии о герое подробно мною обсуждается в книге "Метаморфозы и символы
либидо" (Новое издание: Symbole der Wandlung. - Авт.). Я мог бы дополнить его
еще дюжиной аналогичных примеров.
Герой всегда олицетворяет собой самое высокое и самое сильное стремление или,
по крайней мере, то, каким это стремление должно быть, а значит, и то, что
хотелось бы осуществить в первую очередь. Поэтому всегда важно, какой из
фантазий наполняется мотив героя. В американской фантазии о герое главную роль
играет индейский характер. Отношение американцев к спорту совершенно
несопоставимо с европейским уютом. Только индейские инициации могут
посостязаться с беспощадностью и жестокостью сурового американского тренинга.
Потому-то и вызывают восхищение успехи американского спорта. Во всем, к чему
американец стремится по-настоящему, проявляется индеец; в чрезвычайной
концентрации на определенной цели, в упорном ее преследовании, в стойком
перенесении огромных трудностей целиком проявляются все легендарные добродетели
индейца (Ср.: J u n g, Your Negroid and Indian Behavior. - Авт.).
Мотив героя имеет отношение не только к общей жизненной установке, но и к
религиозной проблеме. Абсолютная установка - это всегда установка религиозная,
и, где бы человек ни абсолютизировался, везде проявляется его религия. Я
обнаружил также, что и религиозный аспект образа героя у моих американских
пациентов является преимущественно индейским. Основными фигурами в индейских
формах религии являются шаман, знахарь и заклинатель духов. Первым же
американским изобретением в этой области, ставшим важным и для Европы, был
спиритизм, вторым - Christian Science (Христианская наука (англ.). - Перев.) и
прочие формы mental healing (Ментальное лечение (англ.). - Перев.). Christian
Science представляет собой ритуал заклинания, демоны болезни отвергаются,
строптивое тело воспевается по определенным формулам, а соответствующая
высокому культурному уровню христианская религия используется для лечения
колдовством. Нищета духовного содержания ужасающа, однако Christian Science
жива, она обладает необычайной силой и творит чудеса, которых не встретишь в
официальных церквах.
Нет на свете страны, где бы "крепкое слово", колдовская формула, называемая
"slogan" (Лозунг (англ.). - Перев.), было бы более эффективным, чем в Америке.
Европеец посмеивается над этим, но он забывает, что вера в волшебную силу слова
может сдвинуть горы. Сам Христос был Словом. Эта психология стала нам чуждой.
Но она жива в американце. Потому и неизвестно, что еще Америке предстоит в
будущем.
Итак, американец представляет для нас причудливую картину: европеец с манерами
негра и душой индейца. Он разделяет судьбу всех узурпаторов чужой земли. В
Австралии есть первобытные племена, которые утверждают, что нельзя присваивать
себе чужую землю, потому что на ней обитают чужие духи предков, которые будут
вселяться в новорожденных. В этом заключена великая психологическая истина.
Чужая земля ассимилирует завоевателя. Но в отличие от латинских завоевателей в
Центральной и Южной Америке североамериканцы благодаря строжайшему пуританству
сохранили европейский уровень; однако они не смогли воспрепятствовать тому,
чтобы души их индейских врагов не стали их собственными. Необетованная земля
повсюду содержит в себе нечто такое, что опускает, по крайней мере,
бессознательное на ступень туземного жителя. Таким образом, у американца
возникает дистанция между сознательным и бессознательным, которую не встретишь
у европейца, - разрыв между сознательной высочайшей культурой и неожиданной
бессознательной примитивностью. Но такой разрыв является психическим
|
|