Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Карл Густав Юнг :: Юнг К. Г. - Проблемы души нашего времени
<<-[Весь Текст]
Страница: из 71
 <<-
 
 Такая participation mystique существует между родителями и детьми. Известным 
для всех примером является теща, которая отождествляет себя с дочерью и таким 
образом как бы вступает в брак со своим зятем; или отец, который считает, что 
заботится о своем сыне, наивно заставляя его выполнять свои - то есть отцовские 
- желания, например в выборе профессии или при женитьбе. И наоборот, столь же 
известной фигурой является сын, который отождествляет себя с отцом. Но особенно 
тесная связь существует между матерью и дочерью, что в данном случае может быть 
доказано даже с помощью ассоциативного эксперимента (Diagnostische 
Assoziationsstudien II, Beitrag X. - Авт.). Хотя participation mystique 
является для конкретного человека фактом неосознанным, тем не менее он всегда 
чувствует момент, когда она прекращает свое существование. Между психологией 
человека, отец которого еще жив, и человека, отец которого умер, всегда есть 
определенное различие. До тех пор пока существует participation mystique с 
родителями, может сохраняться относительно инфантильный стиль жизни. Вследствие 
participation mystique жизнь такому человеку подается извне в форме 
бессознательных мотиваций, за которые он не несет никакой ответственности, 
поскольку они не осознаются. Благодаря инфантильной бессознательности бремя 
жизни может стать или, по крайней мере, может казаться более легким. Такой 
человек не одинок, бессознательно он существует вдвоем или втроем. Сын все еще 
как бы находится в утробе матери и оберегается отцом. Отец заново родился в 
сыне. Мать омолодила отца и тем самым не потеряла своей молодости. Пожалуй, мне 
не надо приводить доказательства из психологии первобытного человека. 
Достаточно будет просто на них сослаться.
 С расширением и усилением сознания все это исчезает. Происходящее одновременно 
с этим распространение образов родителей на внешний мир или, скорее, даже 
вторжение мира в туман детства уничтожает бессознательное единство с родителями.
 В первобытных инициациях или в обрядах посвящения в мужчины этот процесс 
осуществляется даже на уровне сознания. Тем самым родительский архетип 
отступает на задний план; он, если можно так выразиться, больше уж не 
"констеллирует". Теперь, правда, возникает определенная participation mystique 
с родом, обществом, с церковью или нацией. Однако эта партиципация является 
общей и неиндивидуальной и не предоставляет бессознательному слишком большого 
поля деятельности. Если кто-нибудь чересчур поддается своему бессознательному и 
становится слишком простодушным, закон и общество быстро приводят его в 
сознание. С наступлением половой зрелости появляется возможность для 
образования новой, личной participation mystique, а вместе с тем и возможность 
замены утраченного индивидуального компонента в идентификации с родителями. 
Новый архетип констеллируется следующим образом: у мужчины проявляется архетип 
женщины, у женщины - архетип мужчины. И эти обе фигуры также были скрыты под 
маской родительского образа, но теперь они проявляются незавуалированно, хотя и 
испытывая на себе по-прежнему сильное, зачастую даже решающее влияние со 
стороны образа родителей, В силу определенных причин, о которых будет сказано 
ниже, женскому архетипу в мужчине я дал название Анима, а мужскому архетипу в 
женщине - Анимус.
 Чем сильнее бессознательное влияние родительского образа, тем чаще фигура 
любимого человека выбирается в качестве позитивной или негативной замены 
родителям (Ср.: Die Beziehungen zwischen dem Ich und dem UnbewufSten. - Авт.). 
Значительное влияние образа родителей не является отклонением от нормы, 
напротив, это вполне нормальный, а потому и весьма общий феномен. Даже очень 
важно, что это так, ибо в противном случае родители не возродились бы в детях, 
то есть родительский образ был бы утрачен настолько, что перестала бы 
существовать непрерывность в жизни индивида. Он не смог бы перенести во 
взрослую жизнь свое детство и в результате на бессознательном уровне оставался 
бы ребенком, что создает в свою очередь самую благоприятную почву для 
возникновения в будущем невроза. Он будет страдать от всех тех болезней, 
которые постигают внеисторических новаторов, будь то отдельные люди или 
общественные группы.
 То, что дети как бы заново вступают в брак со своими родителями, - это в 
определенном смысле нормально. В психологическом отношении это столь же важно, 
как важна утрата предков для развития здоровой расы в отношении биологическом. 
Благодаря этому возникает непрерывность, разумное продолжение жизни прошлого в 
настоящем. Нездоровыми являются лишь серьезные отклонения в ту или иную сторону.

 Поскольку при выборе любимого человека решающим фактором было позитивное или 
негативное сходство с родителями, то и отделение от образа родителей, а значит 
и от детства, не было полным. Хотя ради исторической непрерывности детство 
должно было быть взято с собой, это тем не менее не должно идти в ущерб 
дальнейшему развитию. Когда-нибудь, примерно к середине жизни, погаснет 
последний слабый свет детских иллюзий - разумеется, речь идет об идеальном 
гипотетическом случае, ибо многие люди до конца своих дней так и остаются 
детьми - и из образа родителей выделится архетип взрослого человека, образ 
мужчины, каким его с давних времен знала женщина, и образ женщины, который 
тысячелетиями носит в себе мужчина.
 Существует много мужчин, которые абсолютно точно, вплоть до деталей, могут 
сказать, как выглядит образ женщины, который они в себе носят. Но я редко 
встречал женщин, которые были бы способны набросать такой же точный образ 
мужчины. Подобно тому как первообраз матери является обобщенным образом всех 
матерей прошлого, так и образ Анимы представляет собой надындивидуальный образ, 
который обнаруживает черты, точь-в-точь совпадающие у многих, совершенно разных 
в индивидуальном отношении мужчин. Это совпадение здесь столь велико, что на 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 71
 <<-