Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Карл Густав Юнг :: Юнг К. Г. - Проблемы души нашего времени
<<-[Весь Текст]
Страница: из 71
 <<-
 
действует так же изолирующе и так же дезорганизующе, как и неосознаваемая тайна.
 Природе как бы обижается на нас, когда мы благодаря тайне возвышаемся над 
человечеством. Она злится на нас и в том случае, если мы утаиваем от других 
людей свои эмоции. Природе в этом смысле присуща horror vacui (Боязнь пустоты 
(лат.). - Перев.), а потому нет ничего нетерпимее, чем равнодушная гармония на 
основе сдержанных аффектов. Случается, что вытесненные эмоции являются тем же, 
что и тайна. Чаще, однако, здесь не существует достойной упоминания тайны, а 
есть просто бессознательно сдержанные аффекты, которые обязаны своим 
происхождением совершенно осознанной ситуации.
 Преобладание тайны или аффекта обуславливает, вероятно, различные формы 
неврозов. Щедрая на аффекты истерия основывается главным образом на тайне, в то 
время как закоренелый психастеник страдает от беспокоящего переваривания 
аффекта.
 Тайна и сдержанность - на эти вредные вещи природа в конце концов реагирует 
болезнью. Разумеется, они вредны только в тех случаях, когда являются 
исключительно личными. Но если они разделяются в обществе с другими людьми, то 
природа удовлетворяется, и тогда они могут быть даже полезными добродетелями. 
Темное, несовершенное, глупое, виновное в человеке утаиваются для самозащиты. 
Утаивание своей неполноценности является таким же первородным грехом, что и 
жизнь, реализующаяся исключительно через эту неполноценность. То, что каждый, 
кто никогда и нигде не перестает гордиться своим самообладанием и не признает 
свою богатую на ошибки человеческую сущность, ощутимо наказывается, - это 
похоже на своего рода проявление человеческой совести. Без этого от 
живительного чувства быть человеком среди других людей его отделяет 
непреодолимая стена.
 Этим объясняется необычайное значение правдивых исповедей - истина, которая, 
наверное, была известна всем инициациям и тайным культам древности, что 
доказывает античное сакральное изречение: "Освободись от того, что имеешь, и ты 
будешь принят".
 Это изречение ныне мы можем сделать девизом первой ступени 
психотерапевтической проблематики. Ведь в сущности, истоки психоанализа не 
представляют собой ничего иного, как по-научному заново открытую старую истину; 
само название, которое было дано первому методу, а именно катарсис = очищение, 
есть известное понятие античных посвящений. Первоначальный метод катарсиса, в 
сущности, заключается в том, что больной посредством гипнотической параферналии 
или без нее перемещается на задний план своего сознания, то есть в состояние, 
которое в восточной системе йоги считается состоянием медитации, или созерцания.
 Но в отличие от йоги предметом созерцания является спорадическое появление 
сумеречных следов представлений, будь то образы или чувства, которые отделяются 
от невидимых содержаний бессознательного, чтобы хотя бы тенью предстать 
повернутому вовнутрь взору. Таким образом вытесненное и потерянное вновь 
возвращается назад. Это уже достижение - пусть даже порой и неприятное, - ведь 
теперь неполноценное и даже предосудительное принадлежит мне, дает мне сущность 
и тело; это моя тень. Разве я могу вообще существовать, не отбрасывая тени? 
Темное также принадлежит моей целостности, и в тот момент, когда я осознаю свою 
тень как часть себя самого, я снова приобретаю воспоминание о том, что я 
человек, как и все другие. Во всяком случае, с помощью этого поначалу 
безмолвствующего открытия заново собственной целостности воссоздается прежнее 
состояние, из которого произошел невроз, то есть отщепленный комплекс. При 
умалчивании изоляция продолжается, а улучшение может наступить только частичное.
 Однако благодаря признанию я снова обретаю человечество, освобождаясь от 
тяжести морального изгнания. Метод катарсиса предполагает полное признание, то 
есть не только интеллектуальную констатацию сущности дела умом, но также и 
разрешение сдержанных аффектов, констатацию состояния дела сердцем.
 Велико влияние такого признания на наивную душу, удивительно част успех 
лечения. Я же хотел бы усматривать основной успех нашей психологии на этой 
ступени не только в том, что излечиваются некоторые болезни, а в большей 
степени в систематическом подчеркивании значения признания. Это касается нас 
всех. Все отделены друг от друга тайнами, а через пропасти между людьми ведут 
обманчивые мосты мнений и иллюзий вместо прочного моста признания.
 Я бы не хотел тем самым выдвинуть всем в мире требование признаваться. Даже 
нельзя себе представить, каким пошлым было бы всеобщее всестороннее признание в 
грехах. Психология только констатирует то, что здесь лежит удивительный факт 
первого порядка. Этот факт не может взяться непосредственно из лечения, потому 
что тогда он снова будет сам по себе проблемой с совершенно по-другому 
навостренными рогами, как нам это пояснит следующая ступень, а именно 
разъяснение.
 Очевидно, новой психологии было бы обеспечено всеобщее признание, если бы 
катарсис проявил себя всеисцеляющим средством. Во-первых и прежде всего, не 
всегда удается приблизить пациентов к бессознательному настолько, чтобы они 
были в состоянии воспринимать тень. Скорее наоборот, многие - а это особенно 
сложные натуры с развитым сознанием - так уцепились за сознание, что никак не 
могут от него оторваться. Они развивают сильнейшее сопротивление всякой попытке 
оттеснения сознания, они хотят на сознательном уровне вести речь с врачом и 
разумно изложить и обсудить свои трудности. С них достаточно признания 
сознательного, для этого они не должны обращаться к бессознательному. Такие 
пациенты требуют особой техники приближения к бессознательному,
 Этот факт сразу же ограничивает применение катартического метода. Еще одно 
ограничение возникает позднее, вводя нас в проблематику второй ступени - 
разъяснения, Допустим, что в одном определенном случае состоялось катартическое 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 71
 <<-