|
которому положено еще первобытными инициациями, не должен отрицаться. Конечно,
наука не только может, но и должна образовывать частные области с ограниченными
гипотезами; однако душа является вышестоящей по сравнению с сознанием
целостностью, матерью и предусловием сознания, поэтому наука также является
лишь одной из присущих ей функций, которая никогда не исчерпает полноту ее
жизни. Врачевателю души нельзя прятаться за угол патологии и быть непомерно
глухим к пониманию того, что даже больная душа все же является человеческой и
что, несмотря на свою болезнь, она все-таки бессознательно участвует во
всеобщности жизни человечества. Более того, он даже должен уметь признать и то,
что "Я" страдает не только из-за своего отделения от общего, а следовательно,
от человечества, но также и из-за потери духовности. "Я" фактически является
"средоточием страха", как правильно говорит Фрейд (Das Ich und das Es.- Авт.),
а именно до тех пор, пока оно снова не возвратится к отцу и матери. Фрейд
разбивается о вопрос Никодима: "Неужели может он в другой раз войти в утробу
матери своей и родиться?" (
Ев. от Иоанна: 3,4. - Перев.) История повторяется - si licet parva componere
magnis (
) - в виде домашнего спора современной психологии.
С давних времен инициации учат о рождении из духовного, а человек удивительным
образом снова и снова забывает о божественном зачатии. Такая забывчивость не
указывает на какие-то особые силы духа, более того, последствия ее выражаются в
невротическом недоразвитии, озлобленности, сужении интересов, опустошенности.
Нетрудно избавиться от духа, но в супе не будет соли, "соли земли". Ведь дух
снова и снова доказывает свою силу в том, что от поколения к поколению
передаются важнейшие учения и посвящения древних. Снова и снова находятся люди,
понявшие значение того, что их отцом является Бог. Равновесие телесного и
духовного оставляет сферу духа сохранной.
Противоречия между Фрейдом и мною основываются главным образом на различии
принципиальных предварительных положений. Но предварительные положения
неизбежны, а поскольку это так, то и не надо делать вид, будто бы их вовсе не
было. Я осветил здесь прежде всего принципиальные аспекты наших позиций, ибо,
основываясь на них, легче понять все многочисленные частные различия между моей
и Фрейда точками зрения.
Психологическая типология
Характер - это устойчивая индивидуальная форма человеческого бытия, причем
форма как физической, так и душевной природы. Поэтому общая характерология
представляет собой учение о признаках как физического, так и душевного рода.
Необъяснимое единство живого существа является причиной того, что физический
признак не есть просто физический, а душевный - не есть просто душевный, ибо
непрерывность природы не знает тех несовместимостей и разрывов, которые
вынужден преодолевать человеческий разум, чтобы суметь познать вообще хоть
что-нибудь. Отрыв тела от души - это искусственная операция, дискриминация,
которая, несомненно, в большей степени основывается на своеобразии познающего
разума, чем на сути вещей. В действительности же взаимное проникновение
телесных и душевных признаков столь глубоко, что по свойствам тела мы не только
можем сделать далеко идущие выводы о качествах души, но и по душевным
особенностям мы можем судить о соответствующих телесных формах. Последнее,
конечно, потребует от нас несравненно больших усилий, но, пожалуй, не из-за
того, что душа оказывает меньшее влияние на тело, чем тело на душу, а потому,
что если начинать с души, то нам придется делать вывод по неизвестному об
известном, тогда как в противном случае у нас есть преимущество, ведь здесь мы
можем отталкиваться от известного, то есть от видимого нами тела. Вопреки
психологической теории, которая якобы у нас сегодня существует, душа все же
намного бесконечнее и темнее, чем видимая поверхность тела. Душа по-прежнему
является чужой, неизведанной страной, из которой к нам поступают лишь косвенные
известия, передаваемые через подверженные всевозможным иллюзиям функции
сознания,
Следовательно, более безопасным представляется путь от внешнего к внутреннему,
от известного к неизвестному, от тела к душе. Поэтому все попытки создания
характерологии начинались снаружи. К ним относятся такие методы предков, как,
например, астрология, которая даже обращалась к звездам, чтобы постичь те линии
судьбы, начала которых, по замечанию Сени Валленштейну, лежат в самом человеке,
а также хиромантия, френология Галля и физиогномика Лафатера. Недавние попытки
подобного рода представлены графологией, физиологической типологией Кречмера и
кляксографическим методом Роршаха. Как видно, путей от внешнего к внутреннему,
от телесного к душевному вполне достаточно.
Такое направление от внешнего к внутреннему должно быть путем исследования до
тех пор, пока не будут с достаточной надежностью установлены определенные
элементарные душевные состояния. Но как только это произойдет, путь может стать
обратным. Тогда мы сможем поставить вопрос: каково телесное выражение
конкретного душевного состояния? К сожалению, мы еще не настолько продвинулись
в данной области, чтобы быть в состоянии вообще затрагивать этот вопрос, потому
что основное условие, а именно удовлетворительная констатация душевного
состояния, еще далеко не выполнено. Более того, мы лишь начали упражняться в
расстановке душевного инвентаря, да и то не всегда успешно.
Простая констатация того, что определенные люди выглядят так-то и так-то,
совсем ничего не будет значить, если она не позволит нам сделать вывод о
соответствующем содержании. Мы только тогда будем удовлетворены, когда узнаем,
|
|