|
способностях. Брат часто появлялся в его сновидениях, и притом иногда в образе
Бисмарка, Наполеона или Юлия Цезаря, а его жилище – в виде Ватикана или Йилдиз
Киоска. Таким образом, очевидно, что его бессознательное имело потребность
существенно повысить ранг младшего брата. Из этого я заключил, что мой пациент
оценивал себя слишком высоко, а брата слишком низко. Дальнейший ход анализа
подтвердил этот вывод во всех отношениях.
Одна юная пациентка, страстно привязанная к своей матери, постоянно видела о
ней весьма неблагоприятные сны: та появлялась во сне то как ведьма, то как
призрак или преследовательница. Мать сверх всякой меры баловала дочь и своими
нежностями так "ослепила" ее, что та оказалась не в состоянии сознательно
разглядеть это вредоносное влияние, почему бессознательное и занялось
компенсирующей критикой матери.
Был и со мной самим случай, когда я слишком низко – и интеллектуально, и
морально – оценил одну из пациенток. И вот во сне я увидел замок на высокой
горе. На самой верхней башне был балкон, там сидела моя пациентка. Я не
преминул тотчас рассказать ей этот сон; успех лечения, естественно, превзошел
все ожидания.
Как известно, более всего компрометируют себя как раз перед теми людьми,
которых несправедливо недооценивают. Обратное, естественно, тоже может иметь
место, как это, например, произошло с одним из моих друзей. Совсем молодым
студентом он оказался на аудиенции у "его превосходительства" по фамилии Вирхов.
Когда он, дрожа от страха, хотел представиться тому и назвать свою фамилию, то
вдруг произнес: "Моя фамилия Вирхов". На это "его превосходительство", злобно
улыбаясь, сказал: "Ах, ваша фамилия тоже Вирхов?" Чувство собственного
ничтожества, очевидно, зашло настолько глубоко в бессознательное моего друга,
что оно тут же побудило его представить себя идентичным Вирхову.
Когда дело касается более личностных отношений, то, естественно, нет нужды в
компенсации уж очень коллективного характера. В первом из упомянутых примеров,
напротив, использованные бессознательным фигуры имеют выраженную коллективную
природу: это общепризнанные герои. В этом случае есть лишь две возможности
толкования: либо младший брат моего пациента – человек, обладающий признанным и
крупным авторитетом в обществе, либо пациент страдает завышенной самооценкой по
отношению ко всем, а не только к своему брату. Для первого предположения нет
никакого основания, а в пользу последнего говорят сами факты. Так как
чрезмерная заносчивость моего пациента относилась не только к его брату лично,
но и к более широкой социальной группе, то компенсация воспользовалась
коллективным образом.
Сказанное верно и применительно ко второму примеру. "Ведьма" – коллективный
образ, поэтому мы должны заключить, что слепая привязанность юной пациентки
относится не только к матери лично, но и к более широкой социальной группе. Это
было именно так, поскольку девушка жила в исключительно инфантильном мире, еще
целиком тождественном родителям. Приведенные примеры затрагивают отношения
людей в рамках личностного. Но есть и неличностные отношения, которые иногда
требуют бессознательной компенсации. В таких случаях возникают коллективные
образы, имеющие более или менее мифологический характер. Моральные, философские
и религиозные проблемы, видимо, раньше других вызывают мифологические
компенсации – именно в силу своего общезначимого характера. В упомянутой выше
книге Г. Дж. Уэллса мы находим прямо-таки классическую компенсацию: Примби,
карликовая копия личности, обнаруживает, что является не кем иным, как
реинкарнацией Саргона, царя царей. К счастью, гений автора спас бедного Саргона
от проклятья стать всеобщим посмешищем и даже указал читателю возможность
увидеть в этом плачевном абсурде трагический и вечный смысл: м-р Примби, чистое
ничто, осознал себя в качестве средоточия всех прошедших и грядущих времен.
Легкая сдвинутость – не слишком дорогая цена за это знание, учитывая, что
ничтожный Примби не окончательно проглочен чудищем праобраза, что, однако, с
ним едва не случилось.
Всеобщая проблема зла и греха – другой аспект наших неличностных отношений к
миру. Вот почему эта проблема, как мало что другое, производит коллективные
компенсации. Начальным симптомом тяжелого невроза навязчивых состояний у одного
пациента было сновидение, посетившее его в 16-летнем возрасте. Он идет по
незнакомой улице. Темно. За собой он слышит шаги, Он идет быстрее и от страха
старается не шуметь. Шаги приближаются, и страх его растет. Он пускается бежать.
Но шаги, кажется, догоняют его. Наконец он оборачивается и видит дьявола. В
смертельном страхе он прыгает в воздух и остается там висеть, Этот сон
повторился дважды в знак своей особенной важности. <...>
<...> В противоположность христианскому воззрению сновидение выдвигает
относительность добра и зла способом, прямо напоминающим известный даосский
символ – Ян и Инь.
Из таких компенсаций, разумеется, не следует делать вывод о том, что чем больше
сознание растворяется в универсальных проблемах, тем более масштабные
компенсации выдвигает бессознательное. Имеются, если можно так сказать,
легитимный и иллегитимный подходы к неличностным проблемам. Легитимны такие
экскурсы лишь тогда, когда они исходят из самой глубокой и подлинной
индивидуальной потребности; а иллегитимны, когда представляют собой либо чисто
интеллектуальное любопытство, либо попытки бегства из неприемлемой
действительности. В последнем случае бессознательное продуцирует слишком
человеческие и исключительно личностные компенсации, откровенно имеющие целью
вернуть сознание в стихию повседневности. Те лица, которые иллегитимным образом
витают в бесконечном, частенько имеют смехотворно банальные сновидения,
пытающиеся смягчить это "хватание через край". Таким образом, из природы
|
|