Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Карл Густав Юнг :: Юнг К.-Г. - ЛИЧНОЕ И СВЕРХЛИЧНОЕ, ИЛИ КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 8
 <<-
 
своей дезорганизации, как и в своей организации. 
От жестокого закона энантиодромии ускользает лишь тот, кто умеет отличать себя 
от бессознательного, не посредством, скажем, того, что он его вытесняет – ибо 
тогда оно просто овладевает им исподволь, – а посредством того, что он делает 
его видимым и ставит его перед собой как нечто отличающееся от него. 
Тем самым уже подготовлено разрешение той проблемы Сциллы и Харибды, которую я 
описал выше. Пациент должен научиться различать, что есть "Я" и что есть "не-Я",
 т. е. коллективная психика. Тем самым он получает материал, с которым ему 
начиная с этого момента еще долго предстоит разбираться. Его энергия, которая 
раньше была заключена в негодных, патологических формах, нашла теперь свою, 
подобающую ей сферу. Различение "Я" и "не-Я" включает в себя то, что человек в 
своей Я-функции стоит на твердых ногах, т. е. исполняет свой долг по отношению 
к жизни, так что он во всех аспектах есть жизнеспособный член человеческого 
общества. <...>
<...> В той мере, в какой это позволяет наш сегодняшний опыт, мы можем 
выдвинуть утверждение о том, что бессознательные процессы находятся в 
компенсаторной связи с сознанием. Я недвусмысленно употребляю слово 
"компенсаторный", а не слово "контрастирующий", потому что сознание и 
бессознательное вовсе не обязательно противоположны друг другу, но взаимно 
дополняются до целого – самости. В соответствии с этой дефиницией самость есть 
вышестоящая по отношению к сознательному Я величина. Самость охватывает не 
только сознательную, но и бессознательную психику, и потому, так сказать, есть 
личность, которой мы также являемся. Мы хорошо можем представить себе, что у 
нас есть части души. Например, мы без труда можем видеть самих себя в качестве 
персоны. Но ясно осознать, что мы – это самость,- превыше нашего воображения, 
ибо тогда часть должна была бы понять целое. И нет надежды на то, что 
когда-нибудь мы достигнем хотя бы приблизительной осознанности самости, ибо 
сколько бы мы ни осознавали себя, всегда останется в наличии неопределенная и 
неопределимая величина бессознательного, которая тоже принадлежит к тотальности 
самости. Таким образом, самость всегда останется вышестоящей по отношению к нам 
величиной. 
Бессознательные процессы, компенсирующие сознательное Я, содержат в себе все те 
элементы, которые потребны для саморегулирования целокупной психики. На 
личностной ступени это не признанные сознанием личностные мотивы, появляющиеся 
в сновидениях; или значения дневных ситуаций, не замеченные нами; или выводы, 
не сделанные нами; или аффекты, которые мы себе не позволили; или критика, 
которую мы оставили при себе. Но чем больше путем самопознания и 
соответствующего ему поведения мы осознаем сами себя, тем интенсивнее исчезает 
слой личного бессознательного, залегающий поверх коллективного бессознательного.
 Благодаря этому возникает сознание, не втиснутое больше в мелочный и личностно 
чувствительный мир Я, а сопричастное более широкому миру, объекту. Это более 
широкое сознание – уже не тот чувствительный, эгоистический клубок личностных 
желаний, опасений, надежд и амбиций, который должен быть компенсирован или хотя 
бы корригирован противоположной бессознательно-личностной тенденцией, а та 
функция отношений, связанная с объектом, миром, которая перемещает индивидуума 
в безусловное, обязывающее и нерушимое сообщество с миром. Возникающие на этой 
ступени коллизии – это уже не конфликты, вызванные эгоистическими желаниями, а 
трудности, касающиеся как меня, так и другого. На этой ступени речь идет в 
конечном счете о коллективных проблемах, приводящих в движение коллективное 
бессознательное, так как они требуют коллективной, а не индивидуальной 
компенсации. Здесь мы можем наконец спокойно признать, что бессознательное 
продуцирует содержания, значимые не просто для того, к кому они относятся, а и 
для других, даже для многих и, может быть, для всех. 
Населяющие первобытные леса Элгона элгонцы объяснили мне, что есть два вида 
сновидений: обычное сновидение маленького человека и "великое видение", 
обладатели которого – только великие люди, как-то: колдун или вождь. Маленькие 
сновидения ничего собой не представляют. Но если у кого-то было "великое 
сновидение", то он созывает племя, чтобы рассказать сон всем. 
Откуда же он знает, "великим" или "малым" было сновидение? Он знает это по 
инстинктивному ощущению значительности. Он столь явственно ощущает, что 
впечатление сильнее его, что не думает ни о чем другом, кроме как о том, чтобы 
удержать сновидение при себе. Он обязан рассказать его, психологически верно 
предполагая, что оно имеет значение для всех. Сновидение коллективного 
характера и у нас имеет чувственное значение, побуждающее к сообщению. Причиной 
этого сновидения выступает конфликт отношений, и потому оно должно быть 
поставлено в отношение к сознанию, так как компенсирует именно его, а не просто 
внутреннее личностное искривление. 
Процессы, происходящие в коллективном бессознательном, касаются, однако, не 
только более или менее личностных отношений индивидуума к его семье или более 
широкой социальной группе, но и отношений к обществу – человеческому обществу 
вообще. Чем более всеобщим и неличностным является условие, запускающее 
бессознательную реакцию, тем более значительной, чужеродной и подавляющей будет 
компенсирующая манифестация. Она побуждает не просто к частному сообщению, а к 
откровению, к исповеданию, она даже вынуждает к представительской роли. 
Один лишь пример может прояснить, как бессознательное компенсирует отношения. 
Когда-то я лечил одного несколько заносчивого господина. Он вел дело вместе с 
младшим братом. Между братьями установились очень напряженные отношения, что 
среди прочего было существенной причиной невроза моего пациента. Из бесед с ним 
мне было не совсем ясно, что было действительной причиной возникшего напряжения.
 Он постоянно критиковал брата, а также не слишком благоприятно отзывался о его 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 8
 <<-