|
нашего врага. Я также хотел бы, чтобы термин "Бог", подразумеваемый понятием
"божьей воли", понимался не столько в христианском его значении, сколько в том
смысле, в котором Диотима ответила Сократу, что Эрос есть "великий демон"
(Платон, "Пир", 202 Д-Е: "Так что же такое Эрот? - спросил я... -Великий демон,
Сократ. Ведь все демоны представляют собой нечто среднее между богом и
смертным". (Перевод С.Апта.) - Прим.пер.) Греческие слова daimon и daimonion
обозначают некую определяющую силу, приходящую к человеку извне, подобно
провидению или судьбе, - хотя этическое принятие решений остается за человеком.
Он, однако, должен знать, что делает и относительно чего принимает решение.
Тогда он, повинуясь, следует не одному только своему мнению, - а отвергая эту
силу, он уничтожает не одно только свое изобретение.
Чисто биологический или естественнонаучный подход недостаточен для психологии
в силу своего, главным образом интеллектуального характера. Этот его характер,
конечно, - не изъян, и методы естественных наук доказали, что их эвристическая
ценность весьма значительна для психологических исследований. Но психические
явления в их целостности невозможно постичь с помощью интеллекта, ибо в их
состав входят не только значения, но и ценности, а последние зависят от
интенсивности сопутствующего эмоционального, чувственного тона. Поэтому,
необходимы по крайней мере две "рациональных" функции5, чтобы вычертить нечто
приближающееся к полной диаграмме заданного содержимого психики.
Следовательно, если, имея дело с психическими содер-жаниями, допускать не
только интеллектуальные, но также и ценностные суждения, в результате можно
получить не просто более полную картину рассматриваемого содержимого психики,
но и лучшее представление о месте, занимаемом им в общей иерархии психических
содержаний. Чувственная ценность служит весьма важным критерием, без которого
психология не может обойтись, поскольку она в большой мере определяет, какую
роль будет играть данное содержимое в психической экономии. Я хочу сказать, что
аффективная ценность определяет меру интенсивности представления, а
интенсивность, в свою очередь, определяет энергетическое напряжение данного
представления, его действенный потенциал. Тень, например, обычно имеет
определенно негативную эмоциональную ценность, тогда как анима и анимус
окрашены несколько позитивнее. Если тени сопутствуют более или менее четкие и
поддающиеся описанию тона, то анима и анимус демонстрируют чувственные качества,
определить которые гораздо труднее.
Главным образом, они ощущаются как нечто зачаровывающее, нуминозное. Зачастую
их окружает атмосфера чувствительности, обидчивой сдержанности, скрытности,
болезненно тесной связи и при этом - абсолютной властности. В этих качествах
выражает себя относительная автономность фигур анимы и анимуса. По своему
аффективному рангу они соотносятся с тенью примерно так же, как тень с
эго-сознанием. Представляется, что основной аффективный акцент приходится на
долю последнего; во всяком случае оно способно - со значительными затратами
энергии - хотя бы временно подавить тень. Но если по какой-либо причине
бессознательное берет верх, тогда весомость тени и других его фигур возрастает
в такой пропорции, что шкала ценностей приобретает обратный характер. То, что
залегало дальше всего от бодрствующего сознания и казалось целиком
бессознательным, обретает угрожающие формы, и аффективная ценность растет по
мере продвижения вверх на следующей шкале: эго-сознание, тень, анима, самость.
Подобная инверсия сознательного состояния бодрствования регулярно происходит
при переходе от бодрствования ко сну, и тогда ярче всего проступают именно те
образы, которые оставались бессознательными при свете дня. Относительную
инверсию ценностей вызывает также любое abaissement du niveau mental (Понижение
плато интеллекта, понижение сознания (фр.) -Прим. пер.)
Здесь я говорю о субъективной эмоциональной ценности, подверженной
вышеописанным более или менее периодическим изменениям. Но есть еще и
объективные ценности, основанные на consensus omnium (Всеобщее согласие (лат.)
- Прим. пер.) -например, моральные, эстетические и религиозные ценности; это -
признаваемые всеми идеалы или окрашенные чувством коллективные представления
("representations collectives" Леви - Брюля)6. Субъективные чувственные тона
или "ценностные кванты" легко распознаются на основании числа и типа
порождаемых ими констелляций, или симптомов беспокойства7. Коллективные идеалы
часто лишены субъективного эмоционального тона, но тем не менее сохраняют
чувственную ценность. Эту их ценность, следовательно, нельзя продемонстрировать
с помощью субъективных симптомов; однако, можно доказать ее наличие на
основании их характерного символизма и связанных с этими коллективными идеями
атрибутов, - не говоря уже об их суггестивном воздействии.
Данная проблема имеет свой практический аспект, поскольку вполне может
случиться, что коллективное представление, хотя бы и значимое само по себе, в
силу отсутствия у него субъективных чувственных тонов представлено в сновидении
лишь вспомогательными атрибутами, подобно тому как териоморфный атрибут может
представлять божество и т.п. И наоборот: идея может предстать в сознании без
присущих ей аффективных акцентов; тогда ее надлежит переместить назад, в ее
архетипический контекст - задача, выполняемая обычно поэтами и пророками. Так
Гельдерлин в своем "Гимне свободе" возвращает этому понятию, затасканному
частым употреблением и злоупотреблением, весь его первоначальный блеск:
"С пой поры, как поднят я из праха,
Как ее лобзания познал,
Чист мой взор, не знает сердце страха,
Страстью к ней мой разум воспылал.
Речь ее ловлю я чутким слухом,
Как богине поклоняюсь ей.
|
|