|
восприятия и воли. Поэтому, независимо от интеграции их содержаний, они
остаются автономными, и об их присутствии всегда необходимо помнить. Последнее
крайне важно с терапевтической точки зрения, ибо, непрерывно наблюдая за
бессознательным, мы отдаем ему ту дань, которая в большей или меньшей мере
гарантирует его сотрудничество. Как нам известно, с бессознательным невозможно
"поладить" раз и навсегда. Фактически, одна из важнейших задач психической
гигиены состоит в том, чтобы постоянно уделять внимание симптоматике
бессознательных процессов и содержимого бессознательного, - по той простой
причине, что сознательная психика подвергается опасности стать однобокой,
зациклиться на проторенных дорожках или зайти в тупик. Дополнительная
компенсаторная функция бессознательного дает возможность в какой-то мере
избежать этих опасностей, которые особенно велики при неврозе. Полностью
успешной компенсация бывает только в идеальных условиях, когда жизнь достаточно
проста, чтобы можно было без колебаний и ошибок бессознательно следовать
извилистым путем инстинкта. Чем более цивилизован, сознателен и сложен человек,
тем менее он может следовать инстинктам. Его усложненные жизненные условия и
среда влияют с такой силой, что заглушают тихий голос природы; ее голос
замещают мнения, верования, теории и коллективные тенденции, поддерживающие
собой все аберрации сознательной психики. Чтобы компенсация заработала, в таких
случаях необходимо специально обращать внимание на бессознательное. В этой
связи особенно важно не представлять себе архетипы бессознательного как
стремительно меняющуюся фантасмагорию неуловимых образов, но видеть в них
постоянно действующие автономные факторы (ибо таковыми они и являются).
Как показывает практический опыт, оба вышеуказанных архетипа наделены
фатальностью, иногда способной приводить к трагическим последствиям. Они, в
буквальном смысле, - мать и отец всех губительных сплетений судеб, и в этом
своем качестве издавна признаны повсюду в мире. Вместе они образуют
божественную пару5, один из членов которой, в соответствии с природой Логоса,
характеризуется пневмой и nous (Разум (греч.) - Прим. пер.), подобно Гермесу,
постоянно меняющему цвета, тогда как второй, сообразно своей периоде Эроса,
наделен чертами Афродиты, Елены (Селены), Персефоны и Гекаты. Оба представляют
собой бессознательные силы, фактических "богов", каковыми справедливо считал их
древний мир. Называть их так -означает отвести им центральное положение на
шкале психологических ценностей, принадлежавшее им всегда, независимо от того,
признавалось ли оно на сознательном Уровне: ибо власть их возрастает
пропорционально той мере, которую они оставляют в бессознательном. Те, кто не
видит их, пребывают в их руках, - наподобие того, как эпидемия тифа более всего
свирепствует, если его источник неизвестен. Даже в христианстве божественная
пара не сошла на нет, но в лице Христа и Церкви - его невесты6 заняла одно из
высочайших мест. Такого рода параллели очень помогают нам в наших попытках
отыскать верный критерий оценки значимости двух указанных архетипов. Все, что
может сообщить о них сознание, малозначительно и почти незаметно. Лишь пролив
свет на темные глубины психе и рассмотрев странные, извилистые пути
человеческой судьбы, мы постепенно уясняли обширность влияния этих двух
факторов, дополняющих собой нашу сознательную жизнь.
Подводя итоги, я хотел бы подчеркнуть, что интеграция тени, или осознание
личного бессознательного, знаменует первый этап аналитического процесса, и что
без него невозможно осуществить признание анимы и анимуса. Тень может быть
осознана только через взаимоотношения с партнером, анима же и анимус - только
через отношения с партнером противоположного пола, ибо лишь внутри таких
взаимоотношений начинают действовать их проекции. Признание анимы у мужчины
создает триаду, одна треть которой трансцендентна: триада состоит из
мужчины-субъекта, противоположного ему субъекта-женщины, и трансцендентной
анимы. У женщины ситуация обратна. Недостающим четвертым элементом, который
превратил бы триаду в тетраду, у мужчины будет архетип Мудрого Старца (мною
здесь не обсуждавшийся), а у женщины - Хтонической Матери. Все четыре элемента
вместе образуют наполовину имманентную и наполовину трансцендентную тетраду -
архетип, который я называю брачным кватернионом 7. Брачный кватернион служит
исходной схемой не только для самости, но также для структуры первобытного
общества с его кросс-кузенными браками, брачными классами и разделением
поселения на четыре квартала. С другой стороны, самость есть образ Бога; по
крайней мере, она неотличима от него. Духу раннего христианства не было чуждо
знание об этом, - иначе вряд ли Климент Александрийский сказал бы, что тот, кто
знает самого себя, знает и Бога8.
1 Erwin Rousselle, "Seelische Fuhrung im lebenden Taoismus", Pl.I, pp. 150,
170. Руссель называет пряху "животной душой". Имеется расхожая фраза "прялка
пришла в движение". Я определил аниму как персонификацию бессознательного.
2 Здесь и далее, слово "мать" понимается не в его буквальном смысле, но в
качестве символа всего, что обладает материнской функцией.
3 Анима, конечно же, является характерной фигурой в художественной литературе.
В числе свежих публикаций об аниме: Linda Fierz-David, The Dream of Poliphilo,
а также моя "Psychology of the Transference". Анима как психологическое понятие
впервые появляется в XVI в, у гуманиста Рихарда Вита. См. в моей работе
Mysterium Coniunctionis, par.91ff.
4 Данный парадокс, восходящий к Эвбулиду из Мегары, таков:
"Можешь ли ты узнать своего отца?" - Да. "Можешь ли ты узнать этого человека
под покрывалом?" - Нет. "Этот человек под покрывалом - твой отец. Следовательно,
ты и можешь узнать своего отца и не можешь узнать его".
5 Естественно, это - не психологическое и, тем более, не метафизическое
|
|