|
отсутствием логики. Этот диалог, независимо от его участников, повторяется
многие миллионы раз на всех языках мира, всегда оставаясь в сущности одним и
тем же.
Указанным примечательным фактом мы обязаны следующему обстоятельству: когда
сходятся вместе анимус и анима, то анимус вынимает из ножен меч силы, а анима
источает яд иллюзий и соблазна. Исход далеко не всегда отрицателен, так как оба
участника в этой ситуации способны влюбиться (особый случай любви с первого
взгляда). Язык любви удивительно однообразен, он пользуется затасканными
формулами с безграничным доверием и пиететом, и двое партнеров в который раз
оказываются в банальной коллективной ситуации. При этом они разделяют иллюзию
совершенно индивидуального отношения друг к другу.
Как в своих положительных, так и в своих отрицательных аспектах отношение
"анима/анимус" всегда перегружено "ожесточенностью"; то есть оно эмоционально и,
следовательно, коллективно. Аффекты понижают уровень отношений, приближая их к
общей инстинктивной основе, где уже не может быть и речи о чем-то
индивидуальном. Часто отношения продолжают идти своим путем независимо от людей,
участвующих в них, И люди эти впоследствии не знают, что же все-таки случилось
с ними.
Если облако "ожесточенности", окутывающее мужчину, состоит главным образом из
чувствительности и раздражения, то у женщины оно выражает себя в виде упрямых
мнений, предвзятых интерпретаций, инсинуаций, непонимания; все это направлено к
тому, чтобы разрушить отношения двух человеческих существ (иногда эта цель
успешно достигается). Женщина, как и мужчина, попадается в сеть иллюзий,
сплетенных ее ближним демоном, и в своем качестве дочери, которая одна лишь
понимает отца (то есть, всегда во всем права), переносится в некую волшебную
страну, где она подобно овце пасется на лугу под присмотром пастуха - своего
анимуса.
Анимус, как и анима, имеет также положительный аспект. Посредством фигуры отца
он выражает не только расхожие мнения, но равным образом и то, что мы обычно
называем духом, в частности - философские или религиозные идеи, или же, скорее,
соответствующую им позицию. Анимус, таким образом, исполняет роль психопомпа,
посредника между сознанием и бессознательным и персонифицирует последнее. Как
анима, будучи интегрирована, становится Эросом сознания, так и анимус
становится Логосом; и, как анима наделяет сознание мужчины соотнесенностью и
способностью вступать в отношения, так анимус придает сознанию женщины
способность к рефлексии, обдумыванию, самопознанию.
Действие анимы и анимуса на эго в принципе одно и то же. Это действие крайне
трудно устранить, ибо оно, во-первых, обладает необычайной силой и мгновенно
наполняет эго-личность несокрушимым чувством правоты и праведности. Во-вторых,
исходная причина этого действия оказывается спроецированной и представляется
заключенной в объектах и объективных ситуациях. Полагаю, обе названные
характеристики можно проследить в качестве особенностей, присущих архетипу.
Ведь архетип, конечно же, существует априорно. Возможно, этим объясняется
зачастую совершенно иррациональное, но бесспорное и несомненное существование
определенных настроений и предубеждений. Вероятно, на них также трудно повлиять
именно из-за мощного суггестивного эффекта, исходящего от архетипа. Он
зачаровывает сознание, берет его в плен, как бы гипнотизирует. Эго при этом
часто испытывает смутное чувство морального поражения, после чего ведет себя
еще более оборонительно, самоуверенно, с еще большим вызовом, создавая тем
самым порочный круг, лишь усиливающий его чувство неполноценности. Тогда из-под
человеческих отношений выбивается почва, ибо как мания величия, так и комплекс
неполноценности делает невозможным взаимное признание, без которого отношений
не бывает.
Как уже говорилось, легче проникнуть взглядом в тень, чем в аниму или анимус.
Общаясь с тенью, мы имеем некоторое преимущество, даваемое нам нашим
образованием, всегда старавшимся убедить людей в том, что они сделаны отнюдь не
из чистого золота. Поэтому каждому из нас сразу же становится понятно, что
подразумевается под "тенью", "низшими сторонами личности" и т.п. Если человек
забыл об этом, его память с легкостью освежат воскресная проповедь, жена или
налоговый инспектор. Однако если мы имеет дело с анимой либо анимусом, все не
так просто. Во-первых, образование морального характера в данном плане
отсутствует, а во-вторых, большинство людей вполне удовлетворяются своей
самоуверенностью и предпочитают поносить друг друга (если не хуже!), но не
признавать свои проекции. В самом деле, наличие иррациональных настроений у
мужчин и иррациональных мнений у женщин кажется чем-то естественным. Можно
предположить, что такое положение дел имеет инстинктивную основу и должно
сохраниться навсегда, дабы увековечить Эмпедоклову игру любви и ненависти между
элементами. Природа консервативна и неохотно допускает смену своего пути; самым
упрямым образом она обороняет неприкосновенность заповедников, где обитают
анима и анимус. Поэтому осознать проекции анимы/анимуса намного труднее, чем
признать свою теневую сторону. В обоих случаях нужно, конечно, преодолевать
определенные моральные преграды в виде тщеславия, амбиций, самомнения,
раздражения и т.п., однако в случае проекций к ним прибавляются всякого рода
интеллектуальные затруднения, не говоря уже о содержимом проекции, с которым
попросту неведомо что делать. В довершение всего появляются сильные сомнения
насчет того, не чересчур ли мы вмешиваемся в дела природы, извлекая на свет
сознания вещи, которые лучше было бы оставить в покое.
Хотя я на своем веку встречал немалое число людей, способных без особых
интеллектуальных и моральных затруднений понять, что подразумевается под анимой
и анимусом, попадается и великое множество других, кому стоит большого труда
|
|