|
крахом, надеждой и отчаянием. Она, будучи источником наибольшей опасности для
мужчины, требует от него максимальных усилий; и если он способен на них, то она
отнесется к этому с благосклонностью.
Этот образ Шпиттелер называет "Госпожа Душа". Вместо такого названия, я
предложил термин "анима", чтобы указать на нечто специфическое, для чего слово
"душа" оказывается слишком общим и расплывчатым обозначением. Эмпирической
реальностью, которую суммирует понятие анимы, является крайне драматическое по
характеру содержимое бессознательного. Его, конечно, можно описать рациональным
научным языком; но тогда совершенно не удается выразить его живые
характеристики. А потому при описании процессов жизни психе я намеренно и
сознательно отдаю предпочтение драматическому, мифологическому способу мыслить
и говорить: он не только более выразителен, но и более точен, чем абстрактная
научная терминология, привычная игра которой - думать, что ее теоретические
формулировки в один прекрасный день станут алгебраическими уравнениями.
Итак, фактором, порождающим проекции, выступает анима, точнее -
бессознательное, представляемое анимой.
Появляясь в снах, видениях и фантазиях, она всегда принимает
персонифицированную форму, показывая тем самым, что воплощенный в ней фактор
обладает всеми примечательными характеристиками женского существа3. Она - не
измышление сознания, а спонтанный продукт бессознательного. Она также - и не
фигура, замещающая мать. Напротив, есть все основания считать нуминозные
свойства, наделяющие материнский образ столь опасной силой, производными от
коллективного архетипа анимы, заново обретающего плоть в каждом ребенке
мужского пола.
Поскольку анима представляет собой архетип, обнаруживающийся у мужчин, то
разумно будет предположить, что некий эквивалентный архетип должен иметься и у
женщин; ибо как женский элемент служит компенсацией мужчине, так и мужской -
компенсацией женщине. Я, однако, не хочу, чтобы из-за подобной аргументации
создалось впечатление, что к установлению указанных компенсаторных отношений мы
пришли путем дедукции. Напротив: для эмпирического постижения природы анимы и
анимуса понадобился обширный, долгий и разнообразный опыт. Таким образом, все,
что мы скажем об этих архетипах, либо поддается прямой проверке, либо благодаря
фактам становится как минимум весьма вероятным. Вместе с тем, я полностью отдаю
себе отчет в том, что сейчас мы обсуждаем пионерскую работу, по самой своей
природе носящую временный характер.
Как мать для сына, так и отец для дочери оказывается первым, на кого фактор,
содержащий проекции, накладывает их. Практический опыт такого рода отношений
складывается из множества индивидуальных случаев, предоставляющих в наше
распоряжение всевозможные вариации на одну и ту же основную тему. Поэтому
краткое их описание может быть только схематическим.
Компенсацией женщине служит мужской элемент; как следствие, ее бессознательное
несет на себе, так сказать, маскулинный отпечаток. В результате возникает
существенное психологическое различие между мужчинами и женщинами, и я
соответствующим образом назвал фактор, отвечающий за создание проекций у женщин,
словом "анимус", что означает "разум" или "дух". Анимус соотносится с
отцовским Логосом, так же как анима - с материнским Эросом. Я, однако, не
намерен давать этим двум интуитивным понятиям слишком уж специфические
определения. Эрос и Логос я использую просто как вспомогательные понятия,
позволяющие описать тот факт, что сознание женщины в большей мере
характеризуется связующими свойствами Эроса, а не различением и познанием,
ассоциирующимися с Логосом. У мужчин Эрос, то есть функция отношения, достигает
меньшего развития, чем Логос. Напротив, для женщин Эрос - выражение их
подлинной природы, тогда как их Логос зачастую представляет собой всего лишь
досадную ошибку. Он порождает недоразумения, а исходящие от него интерпретации
вызывают раздражение у друзей и родственников. Так происходит потому, что
женский Логос составлен из мнений, заменяющих собою размышления; под мнениями я
подразумеваю априорные предположения, претендующие на абсолютную истинность.
Всем известно, что предположения такого рода могут быть невероятно
раздражающими. Поскольку анимус -великий спорщик, его действия лучше всего
наблюдать во время тех дискуссий, в которых обе стороны считают себя правыми.
Мужчины также способны спорить очень по-женски, когда бывают одержимы анимой и
превращаются, таким образом, в анимус своей собственной анимы. Проблема тогда
становится предметом их личных обид и тщеславия (как если бы они были
женщинами); для женщин же она становится вопросом силы - силы истины,
справедливости или какого-нибудь "изма", поскольку об их тщеславии уже успел
позаботиться парикмахер. В женской аргументации большую роль всегда играет
"Отец" (то есть, сумма расхожих мнений). Сколь бы дружелюбным и любезным ни был
Эрос женщины, никакая логика на свете не сдвинет ее с места, если ею движет
анимус. У мужчины зачастую возникает ощущение (не такое уж неверное), что
только соблазнение, побои или насилие смогли бы оказать необходимое воздействие.
Он не осознает, что эта в высшей степени драматическая ситуация тотчас бы
пришла к банальному и тихому завершению, если бы он покинул поле битвы, оставив
какой-нибудь другой женщине право продолжать сражение (своей жене, например,
если она сама и не есть та "лошадь, которую занесло"). Такая здравая мысль
почти никогда не приходит ему на ум, поскольку ни один мужчина не способен
долее пяти минут разговаривать с анимусом и не пасть жертвой своей собственной
анимы. Всякий, у кого достанет чувства юмора, чтобы беспристрастно выслушать
вытекающий диалог, будет просто поражен изобилием общих мест, некстати
применяемых трюизмов, клише, взятых из газет и романов, и всякого рода затертых
банальностей, перемежающихся грубыми передергиваниями и умопомрачительным
|
|