|
редкие случаи, когда подавленными оказываются положительные качества личности и
в последствии эго играет существенно отрицательную или же неблаговидную роль.
Тень представляет собой моральную проблему, бросающую вызов личностному эго в
целом, ибо ни один человек не в состоянии осознать свою тень, не приложив
серьезных усилий морального характера. Ее осознание предполагает признание
реального присутствия темных аспектов личности. Акт подобного признания -
существеннейшее условие самопознания любого рода; и, как правило, для
совершения его нужно преодолеть немалое сопротивление. В самом деле,
самопознание как психотерапевтическая процедура зачастую требует большого,
тяжкого труда, растянутого на весьма долгое время.
Рассмотрение теневых характеристик - то есть изъянов, из которых составлена
тень - с более близкого расстояния позволяет обнаружить, что они наделены
эмоциональной природой, а также своего рода автономией; соответственно, им
присуще свойство навязчивости, точнее сказать - властного овладевания. Надо
заметить, что эмоция обычно выступает не как собственная активность индивида,
но как нечто случившееся с ним. Аффекты провоцируются чаще всего там, где
слабее всего адаптация; при этом они раскрывают и причину ее слабости, а именно,
определенную степень ущербности и наличие более низкого уровня развития
личности. На этом пониженном уровне, с его неконтролируемыми или едва
контролируемыми эмоциями, человек ведет себя в какой-то мере как дикарь, не
только являющийся пассивной жертвой своих аффектов, но и примечательным образом
неспособный к моральным суждениям.
Хотя при наличии проницательности и доброй воли тень может быть до некоторой
степени ассимилирована сознательной частью личности, опыт показывает, что в ней
присутствуют те или иные черты, демонстрирующие крайне упорное противодействие
моральному контролю; повлиять на них оказывается почти невозможно.
Сопротивление такого рода обычно связано с проекциями, которые не признаются
таковыми, и их признание есть некое необычайное моральное свершение. Если
обычно определенная часть специфических черт тени без особого труда принимается
в качестве собственных свойств личности, то в данном случае не помогают ни
проницательность, ни воля, поскольку источник эмоций заключен, вне всякого
сомнения, в другом лице. Не имеет значения, насколько очевидным может быть для
стороннего наблюдателя наличие проекций, - надежды на то, что субъект сам
заметит их, все равно крайне малы. Необходимо убедить его, что он отбрасывает
очень длинную тень, прежде чем он согласится убрать свои эмоционально
окрашенные проекции с их объекта.
Предположим, определенный индивид не проявляет ни малейшей склонности признать
свои проекции. В таком случае, фактор, ответственный за создание проекций,
получает свободу действий и возможность достичь своей цели - если она у него
есть - или спровоцировать какую-либо иную характерную для него ситуацию. Как
нам известно, проецирование осуществляется не сознательным субъектом, а
бессознательным. То есть человек не создает проекции, - он сталкивается с ними.
Результатом проекций является изоляция субъекта от его окружения, ибо на месте
реальных отношений с этим окружением теперь оказывается лишь нечто иллюзорное.
Из-за проекций мир для человека превращается в отражение его собственного
неведомого лица. В конечном счете они, таким образом, ведут к состоянию
аутоэротизма либо аутизма, при котором человек измышляет для себя особый мир,
реальность коего навеки неприкосновенна. Появляющиеся как результат этого
sentiment d'incompletude (чувство неполноты, недостаточности (фр.) - Прим. пер.
) и еще худшее ощущение бесплодия, в свою очередь, посредством проекции
получают объяснение как злонамеренность окружающих, и такой порочный круг еще
усиливает изоляцию. Чем больше проекций успело вклиниться между субъектом и его
окружением, тем затруднительнее для эго увидеть что-либо сквозь свои иллюзии.
Один мой сорокапятилетний пациент, страдавший неврозом принуждения с
двадцатилетнего возраста, как-то сказал мне: "Но не могу же я признаться себе,
что потратил впустую лучшие двадцать пять лет своей жизни!"
Зачастую, весьма трагическое зрелище представляет собой человек, явно
запутывающий и собственную жизнь и жизни других, и при этом остающийся
совершенно неспособным увидеть, до какой степени вся трагедия исходит от него
же самого, и как он сам поддерживает ее и дает ей пищу. Не сознательно, конечно,
- ибо сознание его поглощено жалобами и проклятиями в адрес вероломного мира,
отодвигающегося все дальше и дальше. Скорее можно утверждать, что
бессознательный фактор прядет нить иллюзий, заслоняющих собою мир. В конце
концов формируется кокон, полностью опутывающий человека.
Можно было бы предположить, что подобные проекции, почти или даже вовсе
неуничтожимые, должны принадлежать области тени - то есть, негативной стороне
личности. Однако, наступает момент, когда это предположение перестает себя
оправдывать, поскольку возникающие символы относятся теперь уже к лицу
противоположного пола: у мужчины к женщине, и наоборот. Источником проекций
выступает уже не тень, всегда наделенная тем же полом, что и субъект, а некая
дополнительная по половому признаку фигура. Здесь мы сталкиваемся с анимусом
женщины и анимой мужчины -двумя соотносительными архетипами, автономный
бессознательный характер которых объясняет устойчивость их проекций. Хотя тень
представляет собой мотив, столь же хорошо известный мифологии, как и анима и
анимус, в ней собрано прежде всего личное бессознательное, а потому ее
содержимое без особых затруднений поддается осознанию. Этим тень отличается от
анимы и анимуса, ибо если увидеть тень и распознать ее довольно легко, то анима
и анимус гораздо дальше отстоят от сознания и в нормальных условиях осознаются
редко, чтобы не сказать никогда. Тень можно разглядеть при условии некоторой
самокритичности, - поскольку природа ее личностна. Однако те же трудности, что
|
|