Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Карл Густав Юнг :: Юнг Карл Густав - Трансцендентальная функция
<<-[Весь Текст]
Страница: из 109
 <<-
 
для психологии, считающейся с фактом присутствия бессознательного, - и для 
такой психологии подобное различение чрезвычайно важно. Даже для юриспруденции 
- например, при решении вопроса о вменяемости - не лишено значения, осознанны 
или же неосознанны определенные психические факты.
 Я предлагаю личность в целом, которая, несмотря на свою данность, не может 
быть познана до конца, называть самостью. Эго, по определению, подчинено 
самости и относится к ней как часть к целому. Внутри поля сознания оно, как мы 
сказали, обладает свободой воли. Под последней я предполагаю не какое-либо 
философское понятие, а всего лишь хорошо известный психологический факт 
"свободного выбора", точнее, субъективное ощущение свободы. Но, точно так же, 
как наша свободная воля наталкивается на необходимость внешнего мира, она 
обнаруживает свои пределы и в субъективном внутреннем мире, вне поля сознания, 
где наталкивается на факты, принадлежащие самости. И, в точности как 
обстоятельства или внешние события "случаются" с нами, ограничивая нашу свободу,
 так и самость воздействует на эго как на нечто объективно происходящее и 
весьма слабо поддающееся изменениям со стороны свободной воли. В самом деле, 
хорошо известно, что эго не только не может ничего поделать против самости, но 
даже иногда как будто бы ассимилируется бессознательными компонентами личности, 
пребывающими в процессе развития, и сильно искажается ими.
 В силу самой природы рассматриваемого предмета, невозможно дать эго какое-либо 
описание, за исключением самого формального. При любом ином способе наблюдения 
придется принять во внимание индивидуальность, присущую эго в качестве одной из 
его основных характеристик. Хотя те многочисленные элементы, что составляют 
этот комплексный фактор, сами по себе всегда и везде одинаковы, они бесконечно 
вариативны в том, что касается их ясности, эмоциональной окрашенности и широты 
охвата. Поэтому оказывается, что результат их комбинирования, - то есть эго, - 
насколько мы можем судить, индивидуален, уникален и способен в определенной 
мере поддерживать свою идентичность. Его стабильность относительна, поскольку 
иногда случаются далеко идущие трансформации личности. Изменения такого рода не 
обязательно являются патологическими; они также могут сопутствовать развитию и, 
следовательно, укладываться в рамки нормы.
 Будучи точкой отсчета поля сознания, эго выступает субъектом всех успешных 
попыток адаптации, в той мере, в какой последние реализуются усилием воли. Эго, 
таким образом, играет существенную роль в системе психической организации. Его 
позиция в ней настолько важна, что выглядит не лишенным основания предрассудок, 
согласно которому эго является центром личности, а поле сознания и есть психе 
per se (сам(а) по себе (лат.). - Прим. пер.) Если пренебречь несколькими 
многозначительными идеями, встречающимися у Лейбница, Канта, Шеллинга и 
Шопенгауэра, а также философскими экскурсами Каруса и фон Гартманна, окажется, 
что лишь в конце XIX века современная психология с ее индуктивными методами 
открыла основания, на которые опирается сознание, и эмпирически доказала 
присутствие психе за пределами сознательной области. Благодаря этому открытию 
позиция эго, до тех пор бывшая абсолютной, подверглась релятивизации: хотя эго 
и удержало за собой свое качество центра поля сознания, возникли сомнения в том,
 является ли оно центром личности. Оно - часть личности, но не вся личность. 
Как я уже сказал, попросту невозможно оценить, насколько велика или мала его 
доля в ней, насколько оно свободно или же зависимо от свойств вышеназванной 
"вне-сознательной" психе. Мы только можем утверждать, что его свобода 
ограничена, а его зависимый характер доказан, и зачастую весьма убедительно. 
Мой опыт подсказывает, что никому не следует недооценивать зависимость эго от 
бессознательного. Конечно, нет необходимости напоминать об этом тем, кто и без 
того склонен переоценивать важность последнего. Своего рода критерием меры 
здесь могут послужить психические последствия неверных оценок; далее мы еще 
вернемся к ним.
 Выше мы видели, что, с точки зрения психологии сознания, бессознательное 
поддается делению на три группы различного содержания. Однако, с точки зрения 
психологии личности следует двухчастное деление - на "вне-сознательную" психе, 
содержимое которой личностно, и "вне-сознательную" психе, содержимое которой 
безлично и коллективно. В первую группу входят интегральные компоненты 
индивидуальной личности, которые с тем же успехом могли бы носить сознательный 
характер; вторая группа, по сути, образует вездесущее, неизменное, повсюду одно 
и то же качество или субстрат психе per se. Конечно же, это - не более чем 
гипотеза. Однако нас подводят к ней природные особенности эмпирического 
материала, не говоря уже о высокой степени вероятности того, что общее сходство 
психических процессов у всех индивидов должно основываться на столь же общем и 
безличном принципе, имеющем силу закона, - точно так же как инстинкт, 
проявляющий свое действие у какого-либо индивида, есть лишь частная 
манифестация инстинктивного субстрата, общего у всех людей.
 
 II.ТЕНЬ
 
 В то время как содержимое личного бессознательного приобретается на протяжении 
жизни индивида, содержаниями коллективного бессознательного неизменно 
оказываются архетипы, присутствующие в нем изначально. Их соотношение с 
инстинктами я рассматриваю в других работах1. С эмпирической точки зрения 
отчетливее всего можно характеризовать те из архетипов, которые производят 
самое частое и разрушающее воздействие на эго. Эти архетипы - тень, анима и 
анимус2. Среди них наиболее доступна тень, с ней легче всего познакомиться на 
опыте, поскольку ее природа в большой мере выводима из содержимого личного 
бессознательного. Единственным исключением из этого правила служат те довольно 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 109
 <<-