|
несовершенство, слабость, беспомощность и потребность в поддержке, то есть те
компоненты, из которых состоит основа зависимости. Совершенство ни в ком не
нуждается, в отличие от слабости, которая ищет поддержки и не предлагает своему
партнеру ничего такого, что могло бы поставить его в невыгодное положение или
даже унизить. Но когда высокий идеализм играет слишком выдающуюся роль, то для
такого унижения создаются все условия.
Рассуждения такого рода не следует воспринимать как проявление излишней
сентиментальности. Вопрос отношений между людьми и внутренней сплоченности
нашего общества стоит весьма остро, принимая во внимание отчужденность
затравленного человека толпы, личные отношения которого подорваны общим
недоверием. Везде, где правосудие сомнительно, полиция лезет в частную жизнь и
процветает террор, человеческие существа оказываются в изоляции, которая,
разумеется, является целью диктаторского Государства, поскольку его основу
составляет максимально большое скопление лишенных всякого потенциала "единиц
общества". Для борьбы с этой опасностью свободному обществу нужны узы страсти,
принцип типа caritas (Любовь, вытекающая из глубокого уважения, почитания (лат.
) Прим. ред.), христианской любви к ближнему своему. Но как раз именно эта
любовь к своему собрату более всего отличается отсутствием понимания,
вызванного проекцией. Стало быть, для свободного общества жизненно важно
задуматься над человеческими взаимоотношениями с психологической точки зрения,
потому что именно в них таится истинная его сплоченность, а, значит и сила. Там,
откуда уходит любовь, воцаряются грубая сила и террор.
Целью этих рассуждении является призыв не к идеализму, а к осознанию
психологической ситуации. Я не знаю, какая из двух вещей слабее: идеализм или
прозрение общественности. Я знаю только то, что для хоть сколько-нибудь
жизнеспособных психических перемен требуется время. Медленное прозрение мне
представляется более действенным, чем лихорадочный идеализм, которому вряд ли
суждена долгая жизнь.
7. Смысл самопознания
То. что наш век считает "тенью" и худшей частью психе, содержит в себе нечто
большее, чем обычный негатив. Уже сам факт того, что через самопознание, то
есть изучение наших собственных душ, мы приходим к инстинктам и миру их образов,
должен пролить определенный свет на дремлющие в психе силы, над существованием
которых мы редко задумываемся до тех пор, пока все у нас идет хорошо. Они
обладают чрезвычайно динамичным потенциалом, а то, приведет ли извержение этих
сил и связанных с ними образов и идей к созиданию или к разрушению, полностью
зависит от подготовленности и отношения осознающего разума. Похоже на то, что
единственным, кто из своего опыта знает насколько слаба психическая
подготовленность современного человека, является психолог, потому что только он
считает своим долгом поиск в природе самого человека тех сил и идей, которые
раз за разом будут помогать ему найти верный путь среди тьмы и опасности. Для
этой тяжелой работы психологу требуется все его терпение; он не может
полагаться ни на какие традиционные заповеди, предоставляя другому человеку
выполнять всю работу и удовлетворяясь легкой ролью советчика и критика. Любому
известна тщетность проповедования желаемого, но общая беспомощность в этой
ситуации настолько велика, а потребность настолько насущна, что человек
предпочитает совершать старую ошибку, вместо того, чтобы напрягать мозги над
решением субъективной проблемы. Кроме того, это всегда вопрос лечения одного
индивида, а не десяти тысяч, хотя в последнем случае результаты труда были бы
внешне гораздо более впечатляющими, несмотря на то, что ничего не произойдет,
пока не изменится индивид.
Изменения во всех индивидах, которые нам хотелось бы увидеть, могут
отсутствовать еще в течение нескольких сотен лет, поскольку духовная
трансформация человечества крайне медленно продвигается сквозь столетия и ее
продвижение не может быть ускорено или остановлено посредством процесса
рационального мышления, не говоря уже о том, чтобы довести его до конца при
жизни одного поколения. Однако, в наших силах изменить индивидов, которые
обладают от рождения или развили в себе способность воздействовать на других
людей с похожим складом ума. Я не имею ввиду проповедование или убеждение - я
думаю, скорее, о хорошо известном факте: тот, кто предвидит свои действия, а
значит имеет доступ к бессознательному, невольно оказывает воздействие на
окружающих. Углубление и расширение его сознания создает эффект, который
примитивные народы называют "мана". Имеется ввиду невольное воздействие на
бессознательное других людей, некий вид бессознательного престижа, который
существует только до тех пор, пока не вмешивается осознанное намерение.
Нельзя сказать, что самопознание совсем лишено шансов на успех, поскольку
существует фактор, который, хотя на него и не обращают никакого внимания,
отчасти соответствует нашим ожиданиям. Этим фактором является бессознательный
Zeitgeist (Дух времени (нем.) - Прим. ред.). Он компенсирует позицию
осознающего разума и предвосхищает грядущие перемены. Прекрасным его примером
является современное искусство: несмотря на то, что оно вроде бы относится к
сфере эстетики, на самом деле выполняет задачу психологического просвещения
общественности путем разрушения ее прежних эстетических взглядов на то, что
красиво по форме и глубоко по содержанию. "Красивость" художественного
произведения заменяется холодными абстракциями самого субъективного характера,
которые резко захлопывают дверь перед носом наивного и романтического
восхищения объектом и обязательной любви к нему. Этот пример ясным и
общедоступным языком говорит нам, что пророческий дух искусства на время
|
|