Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Карл Густав Юнг :: Юнг Карл Густав - Трансцендентальная функция
<<-[Весь Текст]
Страница: из 109
 <<-
 
недооценивается.
 Поскольку повсеместно распространено убеждение, что человек - это просто то, 
что его сознание знает о себе самом, человек считает себя таким же безвредным, 
добавляя, тем самым, к своей греховности еще и глупость. Он не отрицает, что 
ужасные вещи имели и продолжают иметь место, но их всегда совершают "другие". А 
если подобные деяния относятся к недавнему или далекому прошлому, то они очень 
быстро и кстати погружаются в море забвения, после чего возвращается то 
состояние хронической неясности мышления, которое мы называем "нормальностью". 
Потрясающим контрастом этому является тот факт, что ничто не проходит бесследно 
и ничто не исправляется. Зло, вина, угрызения совести, мрачные предчувствия 
находятся перед нами, только мы их не видим. Все это совершил человек; я 
-человек и моя природа есть часть человеческой природы; стало быть, я виновен 
также, как и все остальные, и несу в себе неизменившиеся и неистребимые 
способность и склонность в любое время совершать греховные поступки. Даже если 
с юридической точки зрения мы не можем быть признаны правонарушителями, мы все 
равно, в силу нашей человеческой природы, всегда являемся потенциальными 
преступниками. Просто в реальной жизни нам не подворачивается возможность быть 
втянутыми в компанию дьявола. Никому из нас не дано вырваться из черной 
коллективной тени. Когда бы не произошло преступление - много веков тому назад 
или в наши дни, оно является симптомом всегда и повсюду присутствующего настроя 
- а потому человеку действительно следует обладать "представлениями о зле", 
поскольку только дурак может не обращать никакого внимания на свойства своей 
природы. Более того, его невежество - это самый верный способ превращения его в 
орудие зла. Безвредность и наивность не помогут, как не помогут они больному 
холерой и находящимся поблизости от него людям, если они ничего не будут знать 
о заразности этой болезни. Напротив, безвредность и наивность приведут к 
проекции неопознанного зла в "другого". Это наиболее эффективный способ 
укрепить позицию противника, потому что проекция переносит страх, который мы 
невольно и втайне испытываем по отношению к нашему собственному злу, на другую 
сторону и в значительной степени увеличивает исходящую оттуда угрозу. И что еще 
хуже отсутствие у нас инсайта лишает нас способности общаться со злом. Здесь мы,
 разумеется, сталкиваемся с одним из основных предрассудков христианской 
традиции и одним из самых больших камней преткновения для наших политиков. Нам 
говорят, что мы должны "отойти от зла" и, по возможности, даже не упоминать о 
нем. Ибо зло является также дурным знаком, которого следует бояться и о котором 
нельзя говорить. Это суеверное отношение ко злу и обхождение его стороной 
потворствуют имеющейся у нас примитивной склонности закрывать глаза на зло и 
надеяться на то, что какой-нибудь ветхозаветный "козел отпущения" унесет его на 
себе в пустыню.
 Но если человек больше не может не понимать того, что зло, вне зависимости от 
воли человека, присуще самой человеческой природе, то с психологической точки 
зрения оно становится равным, хотя и противоположным, партнером добра. Это 
понимание прямо ведет к психологической дуальности, бессознательным прообразом 
которой является раскол мира по политическим мотивам. Еще более неосознанным 
является раздвоение современного человека. Дуальность не рождается из этого 
понимания; скорее всего, мы "расколоты" с самого начала. Мы не можем вынести 
самой мысли о том, что нам нужно взять на себя личную ответственность за такое 
количество зла. Поэтому мы предпочитаем приписывать зло отдельным преступникам 
или преступным группам, умывая руки невинностью и игнорируя общую 
расположенность ко злу. Как показывает опыт, зло живет в человеке, а потому это 
ханжеское отношение к нему долго не продержится, если, в соответствии с 
христианской догмой, человек не захочет сформулировать метафизический принцип 
зла. Великое преимущество этой догмы заключается в том, что она освобождает 
совесть человека от слишком большой ответственности и навязывает эту 
ответственность дьяволу, на основании правильного с психологической точки 
зрения понимания того факта, что человек, скорее, является жертвой своей 
психики, чем ее творцом. Принимая во внимание, что современное зло наводит 
самую густую тень на все, что вечно мучило человечество, необходимо задать себе 
вопрос: каким образом, при всем нашем прогрессе в развитии системы правосудия, 
в медицине и технологии, при всей нашей заботе о здоровье и жизни, были созданы 
огромные машины истребления, которым ничего не стоит уничтожить человеческую 
расу.
 Никто не станет утверждать, что физики-ядерщики являются бандой уголовников на 
том основании, что благодаря их усилиям мы имеем этот странный плод 
человеческой изобретательности - атомную бомбу.
 Огромное количество умственного труда было потрачено на развитие ядерной 
физики людьми, которые отдали себя своей работе без остатка. Стало быть, 
высокие нравственные качества этих людей с тем же успехом могли подтолкнуть их 
на создание чего-то полезного и нужного человечеству. Но даже если первый шаг 
по пути к великому изобретению и может быть результатом осознанного решения, 
здесь, как и повсюду, спонтанная идея -интуиция - играет важную роль. Иными 
словами, бессознательное также принимает участие в процессе и зачастую вносит в 
него решающий вклад. Значит, результат - это не следствие исключительно 
осознанных усилий; на каком-то этапе бессознательное, с его трудно постижимыми 
целями и намерениями, тоже "вставило свои пять копеек". Если оно вкладывает 
оружие в вашу руку, значит оно нацелилось на какое-то насилие. Установление 
истины - главнейшая задача науки, и если в этой погоне за светом мы 
сталкиваемся с огромной опасностью, то складывается ощущение скорее 
предопределенности, чем предумышленности. Нельзя сказать, что современный 
человек способен на большее зло, чем первобытный человек или человек античных 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 109
 <<-