|
психотерапевтический процесс становится неэффективен, и состояние пациента
остается без изменений. Если один из них не станет проблемой для другого,
решения они не найдут.
Среди так называемых невротиков существует немало людей, которые, родись они
ранее, невротиками не стали бы, т. е. они не страдали бы от внутренней
раздвоенности. Живи они тогда, когда человек был связан с природой и миром
своих предков посредством мифа, когда природа была для него источником
духовного опыта, а не просто окружающей средой, эти люди были бы избавлены от
внутренних разладов. Речь о тех, для кого утрата мифа невыносима, и кто не
может найти свой путь в этом мире, довольствуясь естественнонаучными
представлениями о нем, фантастическими словесными спекуляциями, которые не
имеют ничего общего с мудростью.
Наши современники, мучимые внутренними разладами, - всего лишь "ситуативные
невротики", их видимая болезненность исчезает, как только пропасть между "я" и
бессознательным сводится на нет. Кто сам ощутил этот внутренний разлад и
побывал в подобном положении, сможет лучше понять бессознательные психические
процессы и будет застрахован от опасности преувеличивать размеры невроза, к
чему психологи часто склонны. Кто на собственном опыте не испытал нуменозное
действие архетипов, едва ли сможет избежать путаницы, когда столкнется с этим
на практике. Он будет переоценивать или недооценивать это, но его критерии
окажутся исключительно рационального, а не эмпирического порядка. Именно здесь
начинаются губительные заблуждения - и этим страдают не только медики - из них
первое: предпочтение рационального, умственного пути - остальным. Такого рода
попытки преследуют тайную цель отстраниться, насколько это возможно, от
собственного подсознания, от архе-типических состояний, от реального
психологического опыта, и заменить его надежной на вид, но искусственной и
ограниченной, двухмерной идеологической действительностью, где настоящая жизнь
со всеми ее сложностями заслонена так называемыми "отчетливыми понятиями" -
идеологемами. Таким образом, значение приобретают не реальности опыта, но
пустые имена, которые отныне занимают их место. Это ни к чему не обязывает и
чрезвычайно удобно, поскольку защищает нас от испытания опытом и осознания его.
Но дух живет не в концепциях, но в поступках и реальных вещах. Слова никого не
согреют, тем не менее эту бесплодную процедуру бесконечно повторяют.
Поэтому наиболее трудными, как и наиболее неблагодарными для меня пациентами,
кроме "патологических фантазеров", являются так называемые интеллектуалы. У них
правая рука не знает, что делает левая. Они культивируют своего рода
Psychologie а compartiments . Они не позволяют себе ни единого чувства,
неконтролируемого интеллектом, т. е. они пытаются все уладить и пригладить, но
в результате более других страдают от всякого рода неврозов.
"механизм вытеснения", заимствованный Фрейдом из психологии неврозов и
применяемый им в толкованиях сновидений. Это было важно для меня - в своих
ассоциативных тестах я часто встречался с реакциями такого рода: пациент не мог
найти ответ на то или иное стимулирующее слово, или медлил более обычного.
Затем было установлено, что такие аномалии проявляются всякий раз, когда
стимулирующие слова затрагивают некие болезненные или конфликтные психические
зоны. В большинстве случаев пациенты не осознавали этого и на мой вопрос о
причине затруднений обычно отвечали довольно странным и неестественным образом.
Читая фрейдовское "Толкование сновидений", я обнаружил, что здесь срабатывает
механизм вытеснения, и что наблюдаемые мной факты вполне согласуются с его
теорией.
Иначе обстояло с тем, что же собственно "вытеснялось". Здесь я не мог
согласиться с Фрейдом.Он видел причины вытеснения в сексуальных травмах, и ни в
чем больше. В моей практике, однако, были многочисленные случаи неврозов, в
которых вопросы секса играли далеко не главную роль, на передний план выходили
другие факторы, как то: проблема социальной адаптации, подавленность в силу
трагических обстоятельств, соображения престижа и т. д. Впоследствии я
познакомил Фрейда с этими случаями, но он предпочитал не замечать никаких иных
причин, кроме сексуальных. Я же считал это недопустимым.
К.Г. Юнг. Воспоминания, сновидения, размышления
Bсе, что есть в бессознательном, имеет свой верх и низ, свою внешнюю и
внутреннюю стороны. И когда мы говорим о внешней его стороне - а именно это
делал Фрейд - мы предполагаем лишь половину проблемы, что вызывает естественное
в такой ситуации бессознательное противодействие.
Я стал понимать концепцию власти Альфреда Адлера, которой прежде не придавал
значения. Как всякий "сын", Адлер воспринял от своего "отца" не то, что тот
говорил, а то, что тот делал. Теперь же я открыл для себя проблему любви -
Эроса и проблему власти, - власти как свинцового груза, камня на душе. Мое
мнение таково, что Эрос и жажда власти - все равно что двойня, сыновья одного
отца, производное от одной духовной силы, которая, подобно положительным и
отрицательным электрическим занудам, проявляет себя в противоположных формах,
одна - Эрос - как некий patiens, другая - жажда власти - как agens - и наоборот.
Эросу необходима власть, как власти - Эрос. Одна страсть влечет за собой
другую. Человек находится во власти своих страстей, вместе с тем он пытается
овладеть собой. Фрейд рассматривает человека как игрушку его собственных
страстей и желаний, Адлер показывает как человек использует свою страсть для
того, чтобы подчинить себе других. Понимающий свою беспомощность перед судьбою,
Ницше вынужден был создать для себя образ "сверх-человека". Фрейд же, насколько
я понимаю, находился до такой степени во власти Эроса, что ставил его acre
perrenius*[ Прочнее меди (лат.)], сделал из него догму, подобно религиозному
нумену. Не секрет, что "За-ратустра" выдает себя за Евангелие, и Фрейд на свой
|
|