|
человеку. Психоанализ - это диалог, и он требует двух партнеров. Психоаналитик
и пациент сидят друг напротив друга, глаза в глаза. Врачу есть что сказать, но
и больному - в той же степени.
Поскольку сущность психотерапии не состоит в применении какого-то "метода",
одних специальных психиатрических знаний здесь оказывается недостаточно.
Невозможно лечить скрытые психозы, если не понять их символики. В работе с
интеллигентными и образованными пациентами психиатру мало одних лишь
профессиональных знаний. Кроме всякого рода теоретических положений он должен
понять, чем в действительности руководствуется пациент, иначе он не сможет
преодолеть его внутреннего сопротивления. В конце концов ведь имеет значение не
то, подтвердилась или нет та или иная теория, а то, что представляет собою
больной, каков его внутренний мир. А понять это невозможно, не зная привычной
для него среды со всеми ее установлениями и предрассудками.
Человеческая психика очевидно более сложна и менее доступна для изучения,
нежели человеческое тело. Она, скажем так, начинает существовать в тот момент,
когда мы осознаем ее. Поэтому она составляет проблему не только индивидуального,
но и общечеловеческого порядка, и психиатру проходится иметь дело со всем
многообразием мира.
Но психотерапевт должен понимать не только своего пациента, в равной степени он
должен понимать самого себя. Поэтому - conditio sine qua поп* [Необходимое
условие (лат.).] - существует обучение собственно анализу, или так называемый
тренировочный психоанализ, то, что можно назвать "Врачю, исцелися сам". Только
если врач в состоянии справиться со своими собственными проблемами, он может
научить этому пациента. - И только так! Проводя тренировочный анализ, аналитик
должен изучить свою собственную психику и проделать это со всею серьезностью.
Если он не сможет сделать это сам, он не сможет научить этому пациента. Утратив,
не сумев объяснить себе какую-то часть своего сознания, точно так же он теряет
часть сознания пациента. Поэтому в таком тренировочном психоанализе
недостаточно руководствоваться некоей системой понятий. Психоаналитик должен
уяснить для себя со всею очевидностью, что анализ имеет самое непосредственное
отношение к нему, что этот анализ часть реальной жизни, а никакой не метод, и
его нельзя (в буквальном смысле!) заучить наизусть. Врач, терапевт, который не
осознал этого в курсе собственного тренировочного анализа, в будущем поплатится
неудачами.
Бывают случаи, когда врач не в состоянии помочь больному, пока не почувствует
себя соучастником его драмы, пока не избавится от груза собственной
авторитарности. В моменты больших кризисов, в экстремальных ситуациях, когда
решается вопрос "быть или не быть", не помогают разного рода гипнотические
фокусы, здесь испытанию подвергаются внутренние духовные ресурсы врача.
Терапевт должен ежеминутно давать себе отчет в том противостоянии, которое
возникает у него с пациентом. Ведь наши реакции определяются не только
сознанием, мы постоянно должны задаваться вопросом: "А каким образом переживает
эту ситуацию мое бессознательное?" Нужно стараться понять собственные сны и
самым пристальным образом изучать себя, - с тем же вниманием, с каким мы
изучаем пациента, иначе мы рискуем пойти по ложному пути.
Сон означал приблизительно следующее: путешествие, в которое он отправляется, -
его поездка в Цюрих. Но он находится там недолго. Ребенок в центре - он сам.
Для маленьких детей такого рода вещи может не вполне обычны, но вполне возможны.
Фекалии, их цвет и запах вызывают у них определенный интерес. Городской
ребенок, да еще воспитанный в строгих правилах, легко может помнить за собою
подобную провинность.
Но тот, видевший сон, доктор не был ребенком, он - взрослый человек. Потому
центральный образ его сновидения показался мне зловещим знаком. Когда он
пересказал мне свой сон, я понял, что его нормальность имела компенсаторную
природу.
Внутреннее сопротивление, особенно когда оно упорно, заслуживает внимания, оно
зачастую предупреждает о вещах, которыми нельзя пренебрегать. Лекарство может
стать ядом, если оно противопоказано, операция - смертельной..
Когда дело доходит до глубоких внутренних переживаний, до самой сути
человеческой личности, людей, в большинстве своем, охватывает страх, многие не
выдерживают и уходят. Риск внутреннего переживания, своего рода духовный
авантюризм, как правило, людям не свойственен. Возможность психической
реализации невыносима для них. Такие вещи возможны в их "сверхъестественном"
или, по крайней мере, "историческом" проявлении. Но к собственной психике люди
почему-то относятся с удивительным пренебрежением.
В жизни врача существует некая обязательная закономерность, которая состоит в
том, что люди, которых он встречает за время своей практики, становятся частью
его собственной жизни. Люди, которые приходят к нему, к счастью, или нет,
никогда не находились в центре внимания, но это люди по разным причинам
необыкновенные, с недюжинной судьбой, люди, которые пережили ни с чем не
сравнимые внутренние катастрофы. Часто это люди с выдающимися способностями,
такими, за которые не жалко отдать жизнь, но эти таланты развиваются на такой
странной и психологически неблагоприятной почве, что мы порой не можем сказать,
гений перед нами или это лишь какие-то фрагменты одаренности. Нередко в
невероятных обстоятельствах мы вдруг обнаруживаем такое душевное богатство,
которое менее всего ожидаешь встретить среди людей невыдающихся, социально
приниженных. Психотерапия лишь в том случае будет успешной, если врач не
позволит себе отстраниться от человеческих страданий. Врач находится в
постоянном диалоге с пациентом, постоянно сравнивает себя с ним, свое душевное
состояние - с его. Если по какой-то причине этого не происходит,
|
|