|
Исключительная древность дошла до нас относительно места рождения Зевса в
Аркадии на горе Ликаон . Здесь место рождения не ограничено пещерой; пещера
даже не упоминается. В Критской истории гора там ничуть не менее важна, чем
пещера: пещера - часть горы, образующая священное место так же, как и гора
Киллена - святилище Гермеса.
Единство и множественность мотива младенца
В многообразной феноменологии "младенца" необходимо сделать различие между
единством и множественностью его соответствующих проявлений. Там, где, например,
появляются многочисленные лилипуты, карлики, мальчики и т.д., не имеющие
никаких индивидуальных черт, существует возможность диссоциации. Такие формы
обнаруживаются в основном при шизофрении, которая является по сути
фрагментацией личности. Множественность младенцев в таком случае репрезентирует
продукты ее распада. Но если множественность встречается у нормальных людей,
она служит выражением все еще неполного синтеза личности. Личность еще
пребывает во множественном состоянии: то есть эго может присутствовать, однако
оно в состоянии переживать свою целостность только в таких формах общности, как
семья, племя или нация, но не в рамках собственной личности; оно все еще
находится в состоянии бессознательного отождествления с множественностью группы.
Если, однако, мотив младенца возникает в форме единства, мы имеем дело с
бессознательным и предварительно завершившимся синтезом личности, который на
практике как и все бессознательное, означает не более, как возможность.
Главный подвиг героя заключается в том, чтобы преодолеть чудовище мрака: это
долгожданный триумф, триумф сознания над бессознательным. День и свет -
синонимы сознания, ночь и мрак - бессознательного. Приход сознания был,
вероятно, самым потрясающим переживанием первобытных перемен, так как с ним
явился на свет мир, о существовании которого до того никто и не подозревал. "И
сказал Бог: "Да будет свет!" - есть проекция того незапамятного переживания
отделения сознания от бессознательного.
"Младенец" означает нечто, развивающееся в направлении независимости. Сделать
это он может лишь отделив себя от своих начал: поэтому покинутость -
необходимое условие, а не просто сопутствующий симптом. Конфликт не может быть
преодолен сознанием, которое остается в плену противоположностей, и по этой
самой причине необходим символ, указывающий на необходимость отделения от своих
истоков. Так как символ "младенца" очаровывает и захватывает сознательное
мышление, его спасительная сила проникает в сознание и способствует выходу из
конфликтного состояния, что самостоятельно сознание сделать неспособно. Этот
символ предвосхищает нарождающееся состояние сознания.
Много фигур младенцев, являющимися культурными героями и отождествляющихся,
таким образом, с вещами, содействующими культуре, например, с огнем, металлом,
зерном, кукурузой и т.д. Как носители света (которые расширяют сознание) они
побеждают мрак, или, что то же мое, они побеждают бессознательное состояние.
Более высокое сознание, или знание, выходящее за пределы нашего временного
сознания, равнозначно полному одиночеству в мире. Это одиночество выражает
конфликт между носителем и символом высшего сознания и его окружением. Отсюда,
по всей видимости, происходит "иррациональный" страх, который дикарь даже
сегодня испытывает перед мраком.
Так как "младенец" при определенных условиях (например, в случае Гермеса)
тесно связан с фаллосом - символом порождения, он вновь появляется в виде
могильного фаллоса, символа обновленного порождения.
Поэтому "младенец " -он начало, и конец, изначальное и конечное создание.
Начальное творение произошло еще до возникновения человека, завершающее будет
тогда, когда его не станет. Говоря психологическим языком, это означает, что
"младенец" символизирует досознательную и послесознательную сущность
человека. Его досознательная сущность есть бессознательное состояние самого
раннего младенчества; его послесознательная сущность - это строящееся по
аналогии предчувствие жизни после смерти. В этой идее выражена всеобъемлющая
природа психической целостности. Целостность никогда не заключена в границах
сознания - она также включает неограниченные и неопределенные просторы
бессознательного. Следовательно, целостность, имеет неизмеримую протяженность,
она древнее и моложе сознания и охватывает его во времени и пространстве.
Кора
Мягкая пена, нежащая Афродиту и являющаяся символом рождения, так же как
раковина мидии. У римских поэтов мы читаем, что Венера родилась из мидии или
что она путешествовала в раковине мидии по морю. На старинных изображениях
Афродита вырастает из раковины мидии. В основе этого символа лежит явление
роста жемчужины. Позднее этот образ переплелся с архаичным мотивом пены.
Раковина мидии является наиболее графически выразительным (обращенным в первую
очередь к чувствам) примером "принадлежности" Афродиты к воде.
Афродита-Анадиомена появляется из глубокого моря, выходя из раковины мидии,
принесенной ветром, и приветствуется богиней земли в пестром одеянии. Она
является символом изначальной девы - Коры.
В гимне странное поведение Деметры как кормилицы основывается на этих двух
аспектах - Богиня Мать, Богиня Зерна, Богиня эзотерических мистерий. Когда
никому еще неизвестная богиня появляется в Элевсине и предлагает себя в
качестве кормилицы дружелюбным дочерям царя, они предлагают ей ухаживать за
младшим сыном царя - Демофонтом. Каждую ночь она тайно опускала его в огонь -
|
|