|
человек уже по природе своей логичен, поэтому он, в сущности, не может ни
понять, ни оценить учебника логики. Развивая в себе компенсацию своего типа, он
становится, как мы видели на примере Тертуллиана, человеком страстно преданным
чувству, которое, однако, остается у него в заколдованном кругу идей. Напротив
того, человек, ставший в силу компенсации логиком, остается со своим миром идей
в заколдованном кругу своих объектов.
Это рассуждение показывает нам теневую сторону в мышлении Абеляра. Его
попытка разрешения проблемы оказывается односторонней. Если бы
противоположность между номинализмом и реализмом являлась только
логически-интеллектуальным вопросом, то трудно было бы понять, почему же
невозможна какая-либо иная конечная формулировка, кроме парадоксальной. Но дело
в том, что перед нами противоположность психологическая, поэтому односторонняя
логически-интеллектуальная формулировка должна неминуемо повести к парадоксу —
sic et homo et nullus homo species vocitatur. Логически-интеллектуальное
выражение вообще не может дать нам — даже в форме sermo — ту среднюю формулу,
которая в одинаковой степени могла бы по существу удовлетворить требованиям
двух противоположных психологических установок, и это по той причине, что такое
выражение считается исключительно с абстрактной стороной, вполне пренебрегая
конкретной действительностью.
Всякая логически-интеллектуальная формулировка — как бы она ни была
совершенна — отбрасывает объективное впечатление своей жизненности и
непосредственности. Она должна сбросить их, иначе она и вообще не могла бы
стать формулировкой. Но тем самым утрачивается именно то, что для экстравертной
установки является самым существенным и ценным, а именно отнесенность к
реальному объекту. Из этого вытекает, что с одной лишь из этих двух установок
невозможно дойти до какой-либо удовлетворительной объединяющей формулы. А между
тем человек так создан, что не может пребывать в состоянии такой двойственности
— даже если бы его дух это мог, — и это потому, что такая двойственность
касается не только отвлеченной философии, но и повседневной проблемы отношений
человека к самому себе и к миру. И так как мы, в сущности, имеем дело именно с
этой проблемой, то оказывается, что вопрос двойственности никак нельзя
разрешить ученым спором на тему о номиналистических и реалистических аргументах.
Для разрешения необходимо посредничество третьей, примиряющей точки зрения. В
esse in intellectu недостаточно осязательна действительность — в esse in re
недостаточно духовности. Но идея и вещь находят точку соприкосновения в психике
человека, которая создает равновесие между идеей и вещью. И правда, во что
выродится в конце концов идея, если психика не даст ей возможности проявить
какую-либо жизненную ценность? И, с другой стороны, чем будет объективная вещь,
если психика не даст ей того, что обусловливает силу чувственного впечатления?
Что есть реальность, если она не является действительностью в нас самих, не
является esse in anima? Живая действительность не заключается ни в фактическом,
объективном состоянии вещей только, ни только в идейной формуле: она дается
лишь путем слияния того и другого и объединения обоих в живом психологическом
процессе, то есть в esse in anima. Лишь благодаря специфической
жизнедеятельности психики чувственное восприятие достигает той глубины
впечатлений, а идея — той действенной силы, которые являются неизбежными
составными частями живой действительности.
Эту самодеятельность психики нельзя объяснить ни как рефлекторную реакцию на
чувственное раздражение, ни как исполнительный орган вечных идей; нет, она
является, как всякий жизненный процесс, постоянным творческим актом. Психика
каждый день вновь создает действительность. Этой деятельности я не могу дать
никакого иного названия, кроме фантазии. Фантазия одинаково присуща чувству и
мысли, она одинаково причастна к интуиции и к ощущению. Нет ни одной
психической функции, которая не была бы нераздельно слита в фантазии с другими
функциями. Фантазия представляется нам то как нечто изначальное, то как
последний и самый смелый продукт соединения всех способностей человека. Поэтому
я и считаю фантазию наиболее ярким выражением специфической активности нашей
психики. Она является прежде всего творческой деятельностью, дающей ответы на
все вопросы, на которые ответ возможен: она — мать всяких возможностей, и в ней
жизненно слиты, наравне со всеми психологическими противоположностями, также и
внутренний мир с миром внешним. Фантазия была во все времена и постоянно
пребывает тем мостком, который соединяет несовместимые требования объекта и
субъекта, экстраверсии и интроверсии. В одной лишь фантазии оба механизма слиты.
Если бы Абеляр постиг психологическое различие между двумя точками зрения,
то он, рассуждая последовательно, должен был бы прибегнуть к фантазии для
формулирования объединяющего выражения. Но в царстве науки на фантазию, равно
как и на чувство, наложено табу. Стоит, однако, нам признать основную
противоположность противоположностью психологической, и тотчас же психологии
придется признать не только точку зрения чувства, но и примиряющую точку зрения
фантазии. Тогда перед нами возникает великое затруднение ввиду того, что
фантазия в большинстве случаев есть продукт нашего бессознательного. Несомненно,
что фантазия содержит и сознательные элементы, но особенно характерно для нее
то, что она, по существу, непроизвольна и чуждается содержаний сознания. Это же
свойство присуще и сновидению, которое, однако, еще гораздо непроизвольнее и
притом вовсе отчуждено от содержаний сознания.
Отношение человека к своей фантазии в высокой степени обусловлено его
отношением к своему бессознательному вообще. А отношение к бессознательному
опять-таки в высокой степени обусловлено духом времени. Смотря по степени
господствующего рационализма, отдельный человек бывает более или менее склонен
|
|