|
словесное понятие, но оно до такой степени реально, что акционерное общество
электрического завода выплачивает на основании этого понятия дивиденд. И
административный совет такого завода ни за что не согласился бы признать
ирреальность материи и прочие метафизические ее свойства. Дело в том, что
«энергия» есть именно проявление согласованности сил (Konformitat), которую
никак нельзя отрицать, ибо она изо дня в день настойчиво и неопровержимо
заявляет о своем существовании. Поскольку предмет реален, а слово условно
обозначает предмет, постольку и слову надлежит придать «реальное значение».
Поскольку согласованность предметов реальна, постольку и на долю родового
понятия, определяющего согласованность предметов, приходится «реальное
значение», и это значение не должно быть ни меньше ни больше, нежели значение
слова, обозначающего единичную вещь. Перемещение главнейшей ценности с одной
стороны на другую является делом индивидуальной установки и психологии данного
времени. Гомперц, почувствовав такую основу и у Антисфена, указывает на
следующие пункты: «Трезвый рассудок, отвращение от всякой мечтательности, может
быть также сила индивидуального чувства, для которого отдельная личность и
отдельное существо являются выражением полной действительности». Прибавим к
этому зависть неполноправного гражданина, пролетария, человека, которого судьба
не щедро наградила красотой и который стремится возвыситься тем, что срывает и
низводит ценности других. Это особенно характерно для киника, человека,
постоянно критиковавшего других, для которого ничто не было свято из того, что
принадлежало другим; не отступал же он и перед нарушением общественной тишины и
неприкосновенности чужого очага для того, чтобы навязать кому-нибудь свои
советы.
Этому, по существу, критическому направлению духа противостоит мир
платоновских идей с их вечной сущностью. Ясно, что психология творца такого
мира должна была являть противоположность ориентированию школы вышеописанного,
критически-разлагающего образования суждений. Мышление Платона абстрагирует от
множественности вещей и создает синтетически конструктивные понятия,
определяющие и выражающие, в качестве истинно сущего, общие согласованности
вещей. Их невидимость и сверхчеловечность являются диаметральной
противоположностью конкретизму, которым отличается принцип присущности,
стремящийся свести материал мышления к неповторяемому, индивидуальному,
вещественному. Но это так же невозможно, как невозможна и исключительная
значимость принципа предикации, желающего охватить то, что высказывается о
многих единичных предметах, и возвести до вечной субстанции, незыблемо
существующей по ту сторону всех неустойчивых явлений. И то и другое образование
суждений имеет право на существование, и несомненно, что оба имеются в каждом
человеке. По моему мнению, это лучше всего явствует из того факта, что
основатель мегарской школы, Эвклид из Мегары, именно и провозгласил принцип
Всеединого, стоящего неизмеримо высоко и недосягаемо над всем индивидуальным и
казуистическим. Эвклид слил воедино элеатский принцип «сущего» с «благим», так
что для него «сущее» и «благое» были понятиями тождественными. Этому
противополагалось лишь «несущее злое». Это оптимистическое Всеединство, конечно,
не что иное, как родовое понятие высшего порядка, понятие, которое
просто-напросто охватывает все сущее и вместе с тем противоречит очевидности, и
это в гораздо большей мере, нежели платоновские идеи. Таким путем Эвклид создал
компенсацию критическому разложению конструктивных суждений на одни только
словесные «вещи». Это Всеединство так далеко и туманно, что оно просто
перестает выражать какую-либо согласованность вещей; оно не тип, а образ
желательного единства, которое могло бы спаять беспорядочную кучу единичных
вещей. Желание такого единства властно возникает во всех, кто придерживается
крайнего номинализма, поскольку представители его вообще стремятся покинуть
занятую негативно-критическую позицию. Этим объясняется то, что мы нередко
находим у такого рода людей общее основное понятие, до крайности невероятное и
произвольное. И это по той причине, что совершенно невозможно основополагаться
исключительно на принципе присущности. По этому поводу Гомперц очень метко
замечает: «Можно думать, что такая попытка будет всегда терпеть неудачу. Но
успех ее совершенно исключался в ту эпоху, когда отсутствовали исторический
опыт и сколько-нибудь углубленная психология. Здесь была несомненная опасность,
что наиболее известные и заметные, но в общем менее важные выгоды оттеснят
более существенные, но скрытые. Когда за образец брали животный мир или
первобытного человека и хотели обрезать побеги культуры, то при этом касались
многого такого, что было плодом долгого развития, продолжавшегося мириады лет».
Конструктивное суждение, основанное, в противоположность присущности, на
согласованности вещей, создало общие идеи, принадлежащие к высочайшим
достояниям культуры. Пусть даже эти идеи принадлежали к числу отживших, все же
нас с ними связывают нити, которые, по выражению Гомперца, приобрели почти
неразрывную силу. Он продолжает: «Очевидно, это происходит от глубоко
коренящегося чувства страха, основывающегося в конце концов на ассоциации между
почитаемой, или любимой, или просто уважаемой за свою человечность личностью и
ее бездушной оболочкой, и эта ассоциация образовала крепчайшую связь». «Как
бездушный труп, так и просто неодушевленное может стать предметом жертвенного
почитания, например образа, гробницы, знамена. Если же я произвожу над собой
насилие и разрываю эту связь, то я грубею, и все мои чувства испытывают
потрясение: ведь они покрывают твердый пол голой действительности как бы
богатым покровом цветущей жизни. На высокой оценке всего того, что можно
назвать приобретенными ценностями, основывается вся утонченность, все украшение
жизни и вся грация, облагорожение животных страстей и, наконец, все искусство.
Все это киники хотели безжалостно искоренить. Правда, нельзя не согласиться с
|
|