|
номинализмом и реализмом. Под номинализмом понимали то направление, которое
утверждало, что так называемые универсалии, а именно родовые или общие понятия,
как, например: красота, добро, животное, человек, не что иное, как nomina
(имена, названия), слова или, как иронически выражались, flatus vocis (явление
речи, факт языка). Анатоль Франс говорит: «Что значит мыслить? И как мы мыслим?
Мы мыслим словами — представим себе только, что философ-метафизик, чтобы
изобразить систему мира, должен прибегать к — правда, усовершенствованным —
крикам обезьян или собак». Это крайний номинализм; в такую же крайность впадает
Ницше, понимая разум как «метафизику речи».
Реализм, напротив, утверждает существование универсалий — universalia ante
rem, то есть что общие понятия имеют свое обособленное существование, а именно
в смысле платоновских идей. Несмотря на свою церковность, номинализм является
течением, ярко окрашенным скептицизмом, — он стремится отрицать присущее
абстрактному понятию обособленное существование. Номинализм является, в
некотором роде, научным скептицизмом внутри самой косной догматики. Его понятие
реальности неизбежно совпадает с реальностью вещей, познаваемых при посредстве
внешних чувств, — вещей, индивидуальность которых реальна, если ее
противопоставить абстрактной идее. Строгий же реализм, напротив, переносит
ударение на абстрактное и утверждает реальность идеи, ставя универсалии перед
вещью (ante rem).
а) Проблема универсалий в античном мире.
Указание на платоновское учение об идеях показывает нам, что корни конфликта
следует искать в далеком прошлом. Несколько ядовитых замечаний, встречающихся у
Платона, о «запоздалых ученых старцах» и «нищих духом» указывают нам на
представителей двух родственных философских школ, плохо мирящихся с
платоновским духом, а именно киников и мегарцев. Представитель первой школы,
Антисфен, хотя отнюдь не чуждый сократовской духовной атмосферы и даже друг
Ксенофонта, относился, однако, глубоко отрицательно к прекрасному платоновскому
миру идей. Он даже написал полемическую статью против Платона, в которой
непристойно переделал его имя в (<греч.>), что означает «мальчик-подросток» или
«мужчина», но в сексуальном плане, так как (<греч.>) происходит от слова (<греч.
>), означающее «penis», «половой член», так что, понимая смысл такой проекции,
нетрудно уяснить, чьи интересы защищал Антисфен, выступая против Платона. Мы
видим, что для христианина Оригена именно эта своего рода первооснова и
олицетворяла дьявола: пытаясь преодолеть последнего, Ориген оскопил себя самого,
после чего уже беспрепятственно проник в роскошный и пышный мир идей. Антисфен,
в свою очередь, был язычником дохристианской эпохи, и то, чему фаллос искони
служил символом, а именно чувственное ощущение, было еще близко его сердцу — и
не только ему одному, но, как известно, и всей кинической школе,
провозглашавшей своим лейтмотивом возвращение к природе. Целый ряд причин
способствовал тому, чтобы выдвинуть конкретное чувство и ощущение Антисфена на
первый план: он был пролетарий и, как таковой, старался прежде всего возвести
свою зависть в добродетель; кроме того, он не был (<греч.>); то есть
чистокровным греком, а принадлежал к пришельцам. Он и преподавал за стенами
Афин, и как представитель кинической философии щеголял своим пролетарским
поведением. Да и вся школа состояла из пролетариев или, по крайней мере, из
людей «с периферии», изощрявшихся в разлагающей критике традиционных ценностей.
Одним из самых выдающихся представителей этой школы был, после Антисфена,
Диоген, присвоивший себе прозвище Kyon — «пес»; на гробнице его действительно
можно было видеть собаку, высеченную из паросского мрамора. Диоген отличался
великой и горячей любовью к человеку; все его существо было проникнуто истинно
гуманным пониманием людей, но столь же велика была беспощадность, с которой он
низводил и попирал все, чему свято поклонялись его современники. Он иронически
относился к ужасу, который охватывал его современников в театре во время
рассказа о трапезе Фиеста или о кровосмесительной связи Эдипа со своей матерью;
свою насмешку он объяснял тем, что в антропофагии, мол, нет ничего плохого, ибо
мясо человека вовсе не занимает привилегированного положения к мясу других
животных, и в кровосмесительной связи нет беды и не должно быть страдания,
доказательством и поучительным примером чему могут послужить наши домашние
животные. Мегарская школа и школа киников являли много родственных черт. Но не
была ли Мегара неудачной соперницей Афин? На заре своих дней Мегара обещала
много: она основала Византию и вторую, гиблейскую Мегару в Сицилии, но вскоре в
стране возникли внутренние раздоры, от которых она пострадала и быстро дошла до
полного упадка, в то время как Афины опередили ее во всех отношениях. Грубые
мужицкие остроты получили в Афинах название «мегарских шуток». Много
характерных и особенно показательных для мегарской философии черт объясняются
именно завистью, впитанной с молоком матери. Мегарская философия, как и
философия киническая, отличалась крайним номинализмом, диаметрально
противоположным реализму идей у Платона.
Выдающимся представителем этой школы был Стильпон из Мегары, о котором
рассказывают следующий характерный анекдот: однажды, увидя на одной из башен
Акрополя в Афинах дивное изваяние Паллады — творение Фидия, — Стильпон высказал
чисто мегарское замечание, что это-де дочь не Зевса, а Фидия. Эта шутка как
нельзя лучше показывает, каков был дух мегарского мышления. Стильпон учил, что
родовые понятия лишены реальности и объективной значимости, и поэтому, если
кто-нибудь говорит о «человеке», то говорит ни о ком, ибо не указывает (<греч.
>) (ни того, ни другого). Плутарх приписывает Стильпону изречение (<греч.>), то
есть что один о другом ничего высказать не может. Родственным учению Стильпона
было и учение Антисфена. Старейшим же представителем такого образования
суждений можно, по-видимому, считать Антифона из Рамноса, софиста и
|
|