|
приносится во имя доместикации; с психологической же точки зрения — во имя
расторжения старых связанностей и, следовательно, во имя новых возможностей
духовного развития.
Тертуллиан пожертвовал интеллектом, потому что именно интеллект особенно
сильно привязывал его к мирскому. Он боролся с гностицизмом, потому что это
учение олицетворяло в его глазах ложный путь, ведущий в область интеллекта, —
интеллекта, обусловливающего также и чувственность. И действительно,
соответственно с этим фактом мы видим, что гностицизм разветвляется в двух
направлениях: гностики одного направления стремятся к чрезмерной
одухотворенности; гностики же другого — погрязают в этическом анархизме,
абсолютном либертинизме (англ. — распущенность, распутство; вольнодумство), не
останавливающемся ни перед какой формой разврата, даже перед самой
отвратительной извращенностью и бесстыдной разнузданностью. Представители
гностицизма даже разделялись на энкратитов (воздержанных), с одной стороны, и
на антитактов и антиномистов (противников порядка и законности) — с другой; эти
последние грешили по принципу и предавались самому разнузданному распутству
умышленно, на основании известных постановлений. К числу последних принадлежали
николаиты, архонтики и пр., равно как и метко названные борбориане. Как тесно
соприкасались кажущиеся контрасты, мы видим на примере архонтиков, где одна и
та же секта распадалась на энкратическое и на антиномистическое направление,
причем и то и другое оставалось логичным и последовательным. Кто желает
ознакомиться с этическим значением смелого и широко проведенного
интеллектуализма, пусть изучит историю гностических нравов. Тогда sacrificium
intellectus станет безусловно понятным. Представители этого течения были
последовательны не только в теории, но и на практике, и изживали до последних
пределов, до абсурда все измышления своего интеллекта.
Ориген же пожертвовал чувственной связанностью с миром и ради этой жертвы
оскопил, изувечил самого себя. Очевидно, что для него специфическую опасность
представлял не интеллект, а, скорее, чувство и ощущение, связывавшие его с
объектом. Путем кастрации он преодолел чувственность, присущую гностицизму, и
смело мог отдаться богатству гностического мышления. Тертуллиан же пожертвовал
интеллектом, замкнулся от влияния гностицизма, но тем самым достиг такой
глубины религиозного чувства, какой мы тщетно искали бы у Оригена. О
Тертуллиане говорит Шульц: «От Оригена он отличался тем, что каждое свое слово
переживал в сокровеннейших недрах души; его увлекал не рассудок, как Оригена, а
сердечный порыв, и в этом его превосходство. Однако, с другой стороны, он
уступает Оригену, потому что он, самый страстный из всех мыслителей, доходит
чуть ли не до отрицания всякого знания и свою борьбу с гнозисом чуть ли не
доводит до борьбы с человеческой мыслью вообще».
Мы видим на этих примерах, как в процессе развития христианства самая
сущность первоначального типа превращается в свою противоположность: Тертуллиан,
глубокий мыслитель, становится человеком чувства; Ориген становится ученым и
всецело теряет себя в интеллектуалитете. Нетрудно, конечно, логически
перевернуть вопрос и сказать, что Тертуллиан искони был человеком чувства, а
Ориген человеком мысли. Но такая обратная постановка вопроса вовсе не
уничтожает самого факта типического различия, а оставляет его по-прежнему в
силе и, кроме того, отнюдь не объясняет, почему же Тертуллиан видел своего
опаснейшего врага в области мысли, а Ориген в области сексуальности. Можно было
бы сказать, что оба ошиблись, и в качестве аргумента привести факт роковой
неудачи, к которой в конечном итоге свелась жизнь обоих. Тогда пришлось бы
допустить, что каждый из них пожертвовал тем, что ему было менее дорого, то
есть некоторым образом совершил обманную сделку с судьбой. Почему бы не принять
и не признать даже такого мнения? Ведь известно, что даже среди первобытных
людей находились такие хитрецы, которые, подходя к своему фетишу с черной
курицей под мышкой, говорили: «Смотри, вот я приношу тебе в жертву прекрасную
черную свинью!» Однако мое мнение таково, что объяснение, стремящееся во что бы
то ни стало обесценить какой-либо факт, не всегда и не при всех обстоятельствах
бывает самым верным, даже если такое объяснение представляется нам вполне
«биологическим» и приносит среднему человеку то несомненное облегчение, которое
он испытывает всегда, когда ему удается низвести нечто великое до своего
плоского уровня. Но поскольку мы можем судить о личностях этих двух великих
представителей человеческого духа, мы должны признать их столь проникновенными
и серьезными, что о хитрой проделке или обмане и речи быть не могло: их
христианское обращение было истинным и правдивым.
Мы не отвлечемся от прямого пути наших исследований, если на примере
настоящего случая представим себе, какое психологическое значение имеет
нарушение естественного потока наших влечений, каким является христианский
(жертвенный) процесс, а именно: из всего вышесказанного вытекает, что обращение
является одновременно и переходом в другую установку. Вместе с тем становится
ясным происхождение того определяющего мотива, который ведет к обращению; также
выясняется, насколько Тертуллиан был прав, говоря, что душа «от природы
христианка». Естественное направление влечений следует, как и все в природе,
принципу наименьшей затраты сил. Но бывает так, что один человек обладает
большими способностями в одной области, другой человек — в другой. Или же
бывает так, что приспособление к окружающей среде в детстве требует то
несколько более сдержанности и вдумчивости, то несколько более эмпатии и
участия, смотря по тому, каковы родители и обстоятельства жизни. Это
автоматически ведет к известной, излюбленной установке, благодаря которой и
образуются различные типы. Так как каждый человек, в качестве относительно
устойчивого существа, обладает всеми основными психологическими функциями, то
|
|