|
работе /4- С.119-267; 5/ Юнг предположил, что именно «комплекс» отвечает за
выработку токсина (яда), задерживающего умственное развитие, и именно комплекс
напрямую направляет свое психическое содержание в сознание. В таком случае
маниакальные идеи, галлюцинаторные переживания и аффективные изменения при
психозе представляются как в той или иной степени искаженные проявления
подавленного комплекса. Книга Юнга «Психология dementia praecox» оказалась
первой психосоматической теорией шизофрении, и в дальнейших своих работах Юнг
всегда придерживался убеждения о первичности психогенных факторов в
возникновении этой болезни, хотя постепенно и оставил «токсинную» гипотезу,
объясняясь в дальнейшем больше в терминах нарушенных нейрохимических процессов.
Встреча с Фрейдом обозначила важную веху в научном развитии Юнга. К моменту
личного знакомства в феврале 1907 года в Вене, куда Юнг приехал после
непродолжительной переписки, он был уже широко известен как своими опытами в
словесных ассоциациях, так и открытием чувственных комплексов. Используя в
опытах теорию Фрейда — его труды он хорошо знал, — Юнг не только объяснял свои
собственные результаты, но и поддерживал психоаналитическое движение как
таковое. Встреча дала начало тесному сотрудничеству и личной дружбе,
продолжавшимся вплоть до 1912 года. Фрейд был старше и опытнее, и нет ничего
странного в том, что он стал для Юнга, в некотором смысле, отцовской фигурой.
Со своей стороны, Фрейд, воспринявший поддержку и понимание Юнга с неописуемым
энтузиазмом и одобрением, уверовал в то, что наконец-то нашел своего духовного
«сына» и последователя. В этой глубоко символической связи «отец — сын» росли и
развивались как плодотворность их взаимоотношений, так и семена будущего
взаимоотречения и размолвки. Бесценным даром для всей истории психоанализа
является их многолетняя переписка, составившая полновесный том /6- P.650 [том
содержит 360 писем, охватывающих семилетний период и варьирующих по жанру и
объему от короткой поздравительной открытки до фактического эссе в полторы
тысячи слов]; 7- С.364-466 [на русском языке переписка частично опубликована
здесь]/.
В феврале 1903 года Юнг женился на двадцатилетней дочери преуспевающего
фабриканта Эмме Раушенбах (1882 — 1955), с которой прожил вместе пятьдесят два
года, став отцом четырех дочерей и сына. Вначале молодые поселились на
территории клиники Бурхгольцли, занимая квартиру этажом выше Блейлера, а позже
— в 1906 году — переехали во вновь отстроенный собственный дом в пригородное
местечко Кюснахт, что неподалеку от Цюриха. Годом раньше Юнг начал
преподавательскую деятельность в Цюрихском университете. В 1909 году вместе с
Фрейдом и другим психоаналитиком — венгром Ференчи, работавшим в Австрии, Юнг
впервые приехал в Соединенные Штаты Америки, где прочел курс лекций по методу
словесных ассоциаций. Университет Кларка в штате Массачусетс, пригласивший
европейских психоаналитиков и праздновавший свое двадцатилетнее существование,
присудил Юнгу вместе с другими почетную степень доктора.
Международная известность, а с ней и частная практика, приносившая неплохой
доход, постепенно росли, так что в 1910 году Юнг оставляет свой пост в
Бурхгольцльской клинике (к тому времени он стал клиническим директором),
принимая все более многочисленных пациентов у себя в Кюснахте, на берегу
Цюрихского озера. В это время Юнг становится первым президентом Международной
ассоциации психоанализа и погружается в свои глубинные исследования мифов,
легенд, сказок в контексте их взаимодействия с миром психопатологии. Появляются
публикации, довольно четко обозначившие область последующих жизненных и
академических интересов Юнга. Здесь же более ясно обозначилась и граница
идеологической независимости от Фрейда во взглядах обоих на природу
бессознательного психического.
Прежде всего разногласие обнаружилось в понимании содержания либидо как
термина, определяющего психическую энергию индивида. Фрейд полагал, что
психические расстройства развиваются из-за подавления сексуальности и
перемещения эротического интереса с объектов внешнего мира во внутренний мир
пациента. Юнг же считал, что контакт с внешним миром поддерживается и иными
способами, кроме сексуального, а утрату контакта с реальностью, характерную, в
частности, для шизофрении, нельзя связывать лишь с сексуальным вытеснением.
Поэтому Юнг стал использовать понятие либидо для обозначения всей психической
энергии [Рассматривая энергетическую концепцию Юнга в характеристике
психических явлений, небезынтересно отметить сходную позицию по этому вопросу,
высказанную в свое время нашим соотечественником Николаем Гротом. А именно то,
что понятие психической энергии так же правомерно в науке, как и понятие
энергии физической, и что психическую энергию можно измерить подобно физической.
/8/], не ограничиваясь ее сексуальной формой. В дальнейшем расхождения во
взглядах выявились и по другим вопросам. Например, Фрейд считал, что невроз
зарождается непременно в раннем детстве и главными его факторами являются
кровосмесительные фантазии и желания, связанные с так называемым эдиповым
комплексом. Юнг, напротив, был убежден, что причина невроза скрыта в
сегодняшнем дне и все детские фантазии — явление второго порядка. Фрейд полагал,
что наши сновидения — это неисполненные желания, перебравшиеся в сон, чтобы
заявить о себе таким косвенным образом. «Зримое содержание сна», говорил он,
всего лишь покрывало на «скрытом содержании», которое, как правило, не что иное,
как подавленное сексуальное желание раннего детства. Для Юнга же сны являлись
каналами связи с бессознательной стороной психического. Они передаются
символическим языком, весьма трудным для понимания, но совсем необязательно
связаны с желаниями или скрывают неприемлемое. Чаще всего сны дополняют
сознательную дневную жизнь, компенсируя ущербные проявления индивида. В
ситуации невротического расстройства сны предупреждают о сходе с правильного
|
|