|
данном контексте идентифицировался как экстраверт, а Адлер как интроверт.
«Строительный материал», который лег в основу юнговской типологии, весьма
широк и разнообразен. Здесь и многочисленные психиатрические наблюдения,
полученные Юнгом во время работы в клинике Бурхгольцли. Кстати, психиатрический
источник использовался в разное время и другими авторами типологических
классификаций — Жане, Блейлером, Кречмером и Роршахом. Основой юнговских
понятий послужила и его личная жизнь, собственный реальный опыт процесса
возрастающей интроверсии и возвращения к экстраверсии в процессе «душевного
кризиса». Элленбергер отмечает и другие источники, не упомянутые самим Юнгом в
историческом обзоре книги. Это мистический писатель и духовидец Сведенборг, чьи
книги Юнг запоем читал в молодости, и французский психолог Альфред Бине, чьи
типы интеллектуальных установок весьма напоминают юнговские установки.
В течение трех лет Бине проводил исследование со своими двумя юными дочерьми,
Армандой и Маргаритой, пользуясь при этом разнообразными психологическими
тестами, которые сам же и разработал. Арманду он называл «субъективистом», а
Маргариту — «объективистом». Попросив каждую написать наугад данное количество
слов, Бине обнаружил, что Арманда воспроизвела более абстрактные слова и более
связанные с фантазиями и более отдаленными воспоминаниями. Маргарита, напротив,
выбрала более конкретные слова и слова, связанные с наличествующими объектами и
недавними воспоминаниями. Арманда выявила более спонтанное воображение, в то
время как Маргарита оказалась способной контролировать свое воображение.
Арманда также описывала объект менее систематично, чем Маргарита, которая точно
фиксировала объектную ситуацию в пространстве. Спонтанное внимание доминировало
у Арманды, активное, произвольное внимание — у Маргариты. Арманда более точно
измеряла временные интервалы, а Маргарита — интервалы пространственные. Бине
пришел к выводу, что существуют две различающиеся установки и два различных
качества в структуре разума. Он назвал их интроспекцией и экстерноспекцией.
Интроспекция, проиллюстрированная Армандой, является «знанием, которым мы
обладаем по отношению к своему внутреннему миру, к нашим мыслям и чувствам».
Экстерноспекция есть «ориентация нашего знания в отношении к внешнему миру в
противоположность нашему знанию о самих себе». Таким образом, Арманда лучше
описывала состояния ее сознания, но была менее точна в своих описаниях внешнего
мира, а для Маргариты было справедливо обратное. Бине подчеркивал, что
социабельность и способность сочетаться с другими не обязательно жестко
привязана к той или другой установке. Однако «интроспективный тип» более
приспособлен к искусству, поэзии и мистицизму, а «экстерноспективный тип» имеет
большие способности к науке. Бине пришел к выводу, что оба ментальных типа
играют огромную роль в истории философии, и это могло бы объяснить, среди
прочего, и средневековый спор между реалистами и номиналистами.
Поскольку книга Бине появилась приблизительно в то же время, когда Юнг
проходил стажировку в Париже у Жане, то он мог прочитать ее и затем забыть, что
могло бы послужить еще одним примером той криптомнезии, которая столь часто
проявлялась в истории динамической психиатрии. /18- P.702-703/
Сравнительно недавнее исследование Бокса /21/ дополнительно перекликается с
историческими экскурсами самого Юнга. Речь в нем идет о противоположных теориях
свободы в работах английского философа Уильяма Темпла (William Temple, 1881 —
1944) и русского философа Николая Бердяева (1874-1948), у которых Бокс
подчеркивает личностные характеристики по типу экстраверсии-интроверсии. Темпл,
считает Бокс, чувствует себя во внешнем мире как рыба в воде и с очевидностью
выглядит экстравертом. Еще бы, он вырос в относительно динамичной и гибкой
социальной среде, в которой свобода представлялась чем-то само собой
разумеющимся. Бердяев, со своей стороны, развивался под жестким, ограниченным
режимом царизма; он чувствовал свою отчужденность от мира и должен был бороться
за свою внутреннюю свободу от этого давящего на него внешнего окружения. По
мнению Бокса, он был интровертом.
Завершив работу над «Психологическими типами», Юнг впоследствии занялся
другими вопросами и оставил типологический аспект своей деятельности в
относительно незавершенном виде. Так, в частности, он почти не ссылался на
клинический материал в поддержку биполярного членения установок на экстраверсию
— интроверсию, довольствуясь материалами из психологии так называемых
«нормальных» людей. Говоря об общих типах установки, Юнг писал, что этот
фундаментальный контраст не всегда вполне очевиден и у некоторых людей
фундаментальная оппозиция не превалирует достаточно явственно. Сам же Юнг
исследований на эту тему не проводил.
Многие годы спустя ряд психологов проверяли гипотезу экстраверсии —
интроверсии с помощью факторного анализа. В частности, британский психолог
Айзенк, имея теоретические посылки, отличные от юнговских, обнаружил, что
экстраверты высоко социабельны и импульсивны, в то время как интроверты имеют
низкие показатели по этим факторам.
Стил и Келли (1976), например, обнаружили высокую корреляцию между
Типологическим показателем Майерс-Бригс (ТПМБ, см. ниже), самоотчетом опросника
принудительного выбора, полученного на базе теории типов, очень схожей с
юнговской, и Личностным опросником Айзенка (ЛОА).
В исследованиях Палмиер (1972) была также подтверждена гипотеза, что
интроверты более склонны к продуцированию фантазии, нежели экстраверты.
Используя ТПМБ, она отобрала 25 «крайних» интровертов и 25 «крайних»
экстравертов из выборки в 114 аспирантов и проанализировала их ответы на
отобранные карты ТАТ (Тематический Апперцепционный Тест). Эти ответы были
квалифицированы согласно количеству слов и идей. Высокие «очки фантазии»
(больше слов и больше идей) получили, как и ожидалось, интровертные субъекты.
|
|