Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Карл Густав Юнг :: Карл Густав Юнг - ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНОЛОГИИ САМОСТИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 30
 <<-
 
позаботиться парикмахер. В женской аргументации большую роль всегда играет 
"Отец" (то есть, сумма расхожих мнений). Сколь бы дружелюбным и любезным ни был 
Эрос женщины, никакая логика на свете не сдвинет ее с места, если ею движет 
анимус. У мужчины зачастую возникает ощущение (не такое уж неверное), что 
только соблазнение, побои или насилие смогли бы оказать необходимое воздействие.
 Он не осознает, что эта в высшей степени драматическая ситуация тотчас бы 
пришла к банальному и тихому завершению, если бы он покинул поле битвы, оставив 
какой-нибудь другой женщине право продолжать сражение (своей жене, например, 
если она сама и не есть та "лошадь, которую занесло"). Такая здравая мысль 
почти никогда не приходит ему на ум, поскольку ни один мужчина не способен 
долее пяти минут разговаривать с анимусом и не пасть жертвой своей собственной 
анимы. Всякий, у кого достанет чувства юмора, чтобы беспристрастно выслушать 
вытекающий диалог, будет просто поражен изобилием общих мест, некстати 
применяемых трюизмов, клише, взятых из газет и романов, и всякого рода затертых 
банальностей, перемежающихся грубыми передергиваниями и умопомрачительным 
отсутствием логики. Этот диалог, независимо от его участников, повторяется 
многие миллионы раз на всех языках мира, всегда оставаясь в сущности одним и 
тем же.
   Указанным примечательным фактом мы обязаны следующему обстоятельству: когда 
сходятся вместе анимус и анима, то анимус вынимает из ножен меч силы, а анима 
источает яд иллюзий и соблазна. Исход далеко не всегда отрицателен, так как оба 
участника в этой ситуации способны влюбиться (особый случай любви с первого 
взгляда). Язык любви удивительно однообразен, он пользуется затасканными 
формулами с безграничным доверием и пиететом, и двое партнеров в который раз 
оказываются в банальной коллективной ситуации. При этом они разделяют иллюзию 
совершенно индивидуального отношения друг к другу.
   Как в своих положительных, так и в своих отрицательных аспектах отношение 
"анима/анимус" всегда перегружено "ожесточенностью"; то есть оно эмоционально и,
 следовательно, коллективно. Аффекты понижают уровень отношений, приближая их к 
общей инстинктивной основе, где уже не может быть и речи о чем-то 
индивидуальном. Часто отношения продолжают идти своим путем независимо от людей,
 участвующих в них, И люди эти впоследствии не знают, что же все-таки случилось 
с ними.
   Если облако "ожесточенности", окутывающее мужчину, состоит главным образом 
из чувствительности и раздражения, то у женщины оно выражает себя в виде 
упрямых мнений, предвзятых интерпретаций, инсинуаций, непонимания; все это 
направлено к тому, чтобы разрушить отношения двух человеческих существ (иногда 
эта цель успешно достигается). Женщина, как и мужчина, попадается в сеть 
иллюзий, сплетенных ее ближним демоном, и в своем качестве дочери, которая одна 
лишь понимает отца (то есть, всегда во всем права), переносится в некую 
волшебную страну, где она подобно овце пасется на лугу под присмотром пастуха - 
своего анимуса.
   Анимус, как и анима, имеет также положительный аспект. Посредством фигуры 
отца он выражает не только расхожие мнения, но равным образом и то, что мы 
обычно называем духом, в частности - философские или религиозные идеи, или же, 
скорее, соответствующую им позицию. Анимус, таким образом, исполняет роль 
психопомпа, посредника между сознанием и бессознательным и персонифицирует 
последнее. Как анима, будучи интегрирована, становится Эросом сознания, так и 
анимус становится Логосом; и, как анима наделяет сознание мужчины 
соотнесенностью и способностью вступать в отношения, так анимус придает 
сознанию женщины способность к рефлексии, обдумыванию, самопознанию.
   Действие анимы и анимуса на эго в принципе одно и то же. Это действие крайне 
трудно устранить, ибо оно, во-первых, обладает необычайной силой и мгновенно 
наполняет эго-личность несокрушимым чувством правоты и праведности. Во-вторых, 
исходная причина этого действия оказывается спроецированной и представляется 
заключенной в объектах и объективных ситуациях. Полагаю, обе названные 
характеристики можно проследить в качестве особенностей, присущих архетипу. 
Ведь архетип, конечно же, существует априорно. Возможно, этим объясняется 
зачастую совершенно иррациональное, но бесспорное и несомненное существование 
определенных настроений и предубеждений. Вероятно, на них также трудно повлиять 
именно из-за мощного суггестивного эффекта, исходящего от архетипа. Он 
зачаровывает сознание, берет его в плен, как бы гипнотизирует. Эго при этом 
часто испытывает смутное чувство морального поражения, после чего ведет себя 
еще более оборонительно, самоуверенно, с еще большим вызовом, создавая тем 
самым порочный круг, лишь усиливающий его чувство неполноценности. Тогда из-под 
человеческих отношений выбивается почва, ибо как мания величия, так и комплекс 
неполноценности делает невозможным взаимное признание, без которого отношений 
не бывает.
   Как уже говорилось, легче проникнуть взглядом в тень, чем в аниму или анимус.
 Общаясь с тенью, мы имеем некоторое преимущество, даваемое нам нашим 
образованием, всегда старавшимся убедить людей в том, что они сделаны отнюдь не 
из чистого золота. Поэтому каждому из нас сразу же становится понятно, что 
подразумевается под "тенью", "низшими сторонами личности" и т.п. Если человек 
забыл об этом, его память с легкостью освежат воскресная проповедь, жена или 
налоговый инспектор. Однако если мы имеет дело с анимой либо анимусом, все не 
так просто. Во-первых, образование морального характера в данном плане 
отсутствует, а во-вторых, большинство людей вполне удовлетворяются своей 
самоуверенностью и предпочитают поносить друг друга (если не хуже!), но не 
признавать свои проекции. В самом деле, наличие иррациональных настроений у 
мужчин и иррациональных мнений у женщин кажется чем-то естественным. Можно 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 30
 <<-