|
конкурировать с этим состоянием неописуемого совершенства.
Что касается сына, фактор, порождающий у него проекции, идентичен с образом
матери, вследствие этого замещающим реальную мать. Проекция может быть
устранена лишь тогда, когда сын увидит, что в царстве его психе присутствует
образ не только матери, но и дочери, и сестры, и возлюбленной, и небесной
богини, и хтонической Баубо. Любая мать и каждая возлюбленная вынужденно
превращается в носительницу и воплощение этого вездесущего нестареющего образа,
соответствующего глубочайшей внутренней реальности мужчины. Этот небезобидный
образ Женщины принадлежит ему, мужчине; она замещает собой ту верность, от
которой он иногда вынужден отказаться в интересах жизни; она служит столь
необходимой компенсацией за риски, жертву и борьбу, завершающуюся
разочарованием; она -утешение за всю горечь жизни. И, в то же время, она -
великая фокусница и соблазнительница, своей Майей завлекающая его в жизнь, - не
только в ее осмысленные и полезные аспекты, но и в ее пугающие парадоксы и
двусмысленности, сопряженные с балансированием между добром и злом, успехом и
крахом, надеждой и отчаянием. Она, будучи источником наибольшей опасности для
мужчины, требует от него максимальных усилий; и если он способен на них, то она
отнесется к этому с благосклонностью.
Этот образ Шпиттелер называет "Госпожа Душа". Вместо такого названия, я
предложил термин "анима", чтобы указать на нечто специфическое, для чего слово
"душа" оказывается слишком общим и расплывчатым обозначением. Эмпирической
реальностью, которую суммирует понятие анимы, является крайне драматическое по
характеру содержимое бессознательного. Его, конечно, можно описать рациональным
научным языком; но тогда совершенно не удается выразить его живые
характеристики. А потому при описании процессов жизни психе я намеренно и
сознательно отдаю предпочтение драматическому, мифологическому способу мыслить
и говорить: он не только более выразителен, но и более точен, чем абстрактная
научная терминология, привычная игра которой - думать, что ее теоретические
формулировки в один прекрасный день станут алгебраическими уравнениями.
Итак, фактором, порождающим проекции, выступает анима, точнее -
бессознательное, представляемое анимой.
Появляясь в снах, видениях и фантазиях, она всегда принимает
персонифицированную форму, показывая тем самым, что воплощенный в ней фактор
обладает всеми примечательными характеристиками женского существа3. Она - не
измышление сознания, а спонтанный продукт бессознательного. Она также - и не
фигура, замещающая мать. Напротив, есть все основания считать нуминозные
свойства, наделяющие материнский образ столь опасной силой, производными от
коллективного архетипа анимы, заново обретающего плоть в каждом ребенке
мужского пола.
Поскольку анима представляет собой архетип, обнаруживающийся у мужчин, то
разумно будет предположить, что некий эквивалентный архетип должен иметься и у
женщин; ибо как женский элемент служит компенсацией мужчине, так и мужской -
компенсацией женщине. Я, однако, не хочу, чтобы из-за подобной аргументации
создалось впечатление, что к установлению указанных компенсаторных отношений мы
пришли путем дедукции. Напротив: для эмпирического постижения природы анимы и
анимуса понадобился обширный, долгий и разнообразный опыт. Таким образом, все,
что мы скажем об этих архетипах, либо поддается прямой проверке, либо благодаря
фактам становится как минимум весьма вероятным. Вместе с тем, я полностью отдаю
себе отчет в том, что сейчас мы обсуждаем пионерскую работу, по самой своей
природе носящую временный характер.
Как мать для сына, так и отец для дочери оказывается первым, на кого фактор,
содержащий проекции, накладывает их. Практический опыт такого рода отношений
складывается из множества индивидуальных случаев, предоставляющих в наше
распоряжение всевозможные вариации на одну и ту же основную тему. Поэтому
краткое их описание может быть только схематическим.
Компенсацией женщине служит мужской элемент; как следствие, ее
бессознательное несет на себе, так сказать, маскулинный отпечаток. В результате
возникает существенное психологическое различие между мужчинами и женщинами, и
я соответствующим образом назвал фактор, отвечающий за создание проекций у
женщин, словом "анимус", что означает "разум" или "дух". Анимус соотносится с
отцовским Логосом, так же как анима - с материнским Эросом. Я, однако, не
намерен давать этим двум интуитивным понятиям слишком уж специфические
определения. Эрос и Логос я использую просто как вспомогательные понятия,
позволяющие описать тот факт, что сознание женщины в большей мере
характеризуется связующими свойствами Эроса, а не различением и познанием,
ассоциирующимися с Логосом. У мужчин Эрос, то есть функция отношения, достигает
меньшего развития, чем Логос. Напротив, для женщин Эрос - выражение их
подлинной природы, тогда как их Логос зачастую представляет собой всего лишь
досадную ошибку. Он порождает недоразумения, а исходящие от него интерпретации
вызывают раздражение у друзей и родственников. Так происходит потому, что
женский Логос составлен из мнений, заменяющих собою размышления; под мнениями я
подразумеваю априорные предположения, претендующие на абсолютную истинность.
Всем известно, что предположения такого рода могут быть невероятно
раздражающими. Поскольку анимус -великий спорщик, его действия лучше всего
наблюдать во время тех дискуссий, в которых обе стороны считают себя правыми.
Мужчины также способны спорить очень по-женски, когда бывают одержимы анимой и
превращаются, таким образом, в анимус своей собственной анимы. Проблема тогда
становится предметом их личных обид и тщеславия (как если бы они были
женщинами); для женщин же она становится вопросом силы - силы истины,
справедливости или какого-нибудь "изма", поскольку об их тщеславии уже успел
|
|