|
догматическая фигура Христа. Как историческое лицо, Христос единовременен и
уникален; как Бог, он универсален и вечен. Подобным образом и самость, как
сущность индивидуальности, единовременна и уникальна: но как архетипический
символ, она есть образ Бога, а потому универсальна и вечна.77 Так что если
теология изображает Христа просто "добрым" и "духовным", на другой стороне
обязательно должно возникнуть нечто "злое" и "материальное", или "хтоническое",
репрезентирующее Антихриста. Получающийся в результате кватернион в
психологическом плане связан воедино тем фактом, что самость не рассматривается
как нечто исключительно "доброе" и "духовное"; как следствие, ее тень
оказывается гораздо менее черной. Следующий результат заключается в том, что
теперь нет нужды отделять от целого противоположные полюса для "доброго" и
"духовного":
Этот кватернион характеризует психологическую самость. Будучи целостностью,
он, по определению, должен включать в себя светлый и темный аспекты, так же как
самость охватывает и мужское и женское, и на этом основании символизируется
брачным quaternio.78 Последний - ни в коем случае не новое открытие, ибо
согласно Ипполиту, он был известен Наассенам.79 Таким образом, индивидуация
представляет собой "mysterium conjunctionis" (Таинство соединения (лат.) - Прим.
пер.), при этом самость ощущается как брачный союз противоположных половин80 и
в виде составного целого отображается в мандалах, спонтанно рисуемых пациентами.
Очень рано стало осознаваться и утверждаться, что человек Иисус, сын Марии
является principium individuationis (Начало индивидуации (лат.) - Прим. пер.).
Так, Ипполит передает следующие слова Василида:81 "И теперь Иисус стал первой
жертвой, принесенной при разделении природ [fulokrinhsiV] и Страсти его имели
место ни по какой иной причине, как для разделения составных вещей. Ибо, как
говорит он, сыновство, прежде бывшее оставленным в бесформенном состоянии
[amorfia],... нуждалось в разделении на составные части [fulokrinhqhenai]
именно тем путем, каким был разделен Иисус.82 Согласно весьма сложному учению
Василида, "не-существующий" Бог породил тройное сыновство (uieoheV). Первый
"сын", чья природа была наиболее тонкой и чистой, остался наверху с Отцом.
Второй сын, чья природа грубее (pacumerestera) спустился немного ниже, однако
ему были даны некие крылья, подобные тем, коими Платон... наделяет душу в
"Федре".83 Третий сын ниже всего пал в "бесформенность", ибо его природа
нуждалась в очищении (apokaqarsiV).
Это третье "сыновство", очевидно, - самое грубое и тяжелое, в силу своей
нечистоты. Нетрудно увидеть в этих трех эманациях или манифестациях
не-существующего Бога трихотомию духа, души и тела (pneumatikon, yucikon,
sarkikon). Дух есть нечто чистейшее и высочайшее; душа в своем качестве
ligamentum Spiritus et corporis (Связка духа и тела (лат.) -Прим. пер.) грубее,
чем дух, но обладает "крыльями орла", поэтому способна поднять свой вес к
высшим сферам. Оба они имеют тонкую природу и, подобно эфиру или орлу, обитают
вблизи области света, тогда как тело, будучи тяжелым, темным и нечистым, лишено
света, но тем не менее содержит в себе божественное семя третьего сыновства, -
хотя и бессознательное и бесформенное. Это семя было как бы пробуждено Иисусом,
очищено и сделано способным к вознесению (anadromh),85 благодаря тому, что
противоположности были разделены в Иисусе посредством Страстей (то есть его
четвертования).86 Иисус, таким образом, служит прототипом пробуждения третьего
сыновства, дремлющего во тьме человеческого состояния. Он - внутренний духовный
человек".87 Он также сам по себе представляет полную трихотомию, ибо Иисусом,
сыном Марии, представлен человек во плоти, непосредственным же его
предшественником является второй Христос, сын высшего архона седмерицы
("гептады"), а его первым предвосхищением -Христос, сын высшего архона
восьмерицы ("огдоады"), демиург Яхве.88 Эта трихотомия фигур человека -
Антро-пос - в точности соответствует трем сыновствам не-существующего Бога и
разделению человеческой природы на три части. Таким образом, имеем три
трихотомии:
IIIIIIПервое сыновствоХристос ВосьмерицыДухВторое сыновствоХристос Седмерицы
ДушаТретье сыновствоХристос, Сын МарииТело
Именно в сфере темного и тяжелого тела надо искать amorfia, "бесформенность",
в которой скрыто третье сыновство. Как можно заключить из сказанного выше, эта
бесформенность, кажется, почти эквивалентна "бессознательности". Q.Quispel
постарался привлечь внимание к понятиям agnwsia y Епифания89 и anohton y
Ипполита,90 лучше всего переводимым как "бессознательное". Все эти слова -
Amorfia, agnwsia и anohton - указывают на первоначальное состояние, на
потенциальность содержимого бессознательного, удачно сформулированную Василидом
как ouk on sperma toue kosmou polumorfon oemoue kai poluousion (не существующее,
имеющее множество форм и создающее все возможности семя мира)91.
Такая картина третьего сыновства кое в чем аналогична средневековому filius
philosophorum (Дословно, "сын философов" (лат.), в алхимии - "гермафродит,
Меркурий". - Прим. пер.) и filius macrocosmi (Сын макрокосма (лат.) - Прим. пер.
), также символизирующим дремлющую в материи мировую душу.92 Даже у Василида
тело приобретает особую, неожиданную значимость, поскольку в нем и в его
материальности заключена треть явленной Божественности. Это означает не что
иное, как то, что материи самой по себе приписывается существенная доля
нуминозности; я усматриваю здесь предвосхищение "мистического" значения,
впоследствии приобретенного материей в алхимии и - далее - в естественных
науках. С психологической точки зрения особенно важно, что Иисус соответствует
третьему сыновству и является прототипом "пробуждающего", ибо противоположности
|
|