|
безличном принципе, имеющем силу закона, - точно так же как инстинкт,
проявляющий свое действие у какого-либо индивида, есть лишь частная
манифестация инстинктивного субстрата, общего у всех людей.
II.ТЕНЬ
В то время как содержимое личного бессознательного приобретается на
протяжении жизни индивида, содержаниями коллективного бессознательного
неизменно оказываются архетипы, присутствующие в нем изначально. Их соотношение
с инстинктами я рассматриваю в других работах1. С эмпирической точки зрения
отчетливее всего можно характеризовать те из архетипов, которые производят
самое частое и разрушающее воздействие на эго. Эти архетипы - тень, анима и
анимус2. Среди них наиболее доступна тень, с ней легче всего познакомиться на
опыте, поскольку ее природа в большой мере выводима из содержимого личного
бессознательного. Единственным исключением из этого правила служат те довольно
редкие случаи, когда подавленными оказываются положительные качества личности и
в последствии эго играет существенно отрицательную или же неблаговидную роль.
Тень представляет собой моральную проблему, бросающую вызов личностному эго
в целом, ибо ни один человек не в состоянии осознать свою тень, не приложив
серьезных усилий морального характера. Ее осознание предполагает признание
реального присутствия темных аспектов личности. Акт подобного признания -
существеннейшее условие самопознания любого рода; и, как правило, для
совершения его нужно преодолеть немалое сопротивление. В самом деле,
самопознание как психотерапевтическая процедура зачастую требует большого,
тяжкого труда, растянутого на весьма долгое время.
Рассмотрение теневых характеристик - то есть изъянов, из которых составлена
тень - с более близкого расстояния позволяет обнаружить, что они наделены
эмоциональной природой, а также своего рода автономией; соответственно, им
присуще свойство навязчивости, точнее сказать - властного овладевания. Надо
заметить, что эмоция обычно выступает не как собственная активность индивида,
но как нечто случившееся с ним. Аффекты провоцируются чаще всего там, где
слабее всего адаптация; при этом они раскрывают и причину ее слабости, а именно,
определенную степень ущербности и наличие более низкого уровня развития
личности. На этом пониженном уровне, с его неконтролируемыми или едва
контролируемыми эмоциями, человек ведет себя в какой-то мере как дикарь, не
только являющийся пассивной жертвой своих аффектов, но и примечательным образом
неспособный к моральным суждениям.
Хотя при наличии проницательности и доброй воли тень может быть до некоторой
степени ассимилирована сознательной частью личности, опыт показывает, что в ней
присутствуют те или иные черты, демонстрирующие крайне упорное противодействие
моральному контролю; повлиять на них оказывается почти невозможно.
Сопротивление такого рода обычно связано с проекциями, которые не признаются
таковыми, и их признание есть некое необычайное моральное свершение. Если
обычно определенная часть специфических черт тени без особого труда принимается
в качестве собственных свойств личности, то в данном случае не помогают ни
проницательность, ни воля, поскольку источник эмоций заключен, вне всякого
сомнения, в другом лице. Не имеет значения, насколько очевидным может быть для
стороннего наблюдателя наличие проекций, - надежды на то, что субъект сам
заметит их, все равно крайне малы. Необходимо убедить его, что он отбрасывает
очень длинную тень, прежде чем он согласится убрать свои эмоционально
окрашенные проекции с их объекта.
Предположим, определенный индивид не проявляет ни малейшей склонности
признать свои проекции. В таком случае, фактор, ответственный за создание
проекций, получает свободу действий и возможность достичь своей цели - если она
у него есть - или спровоцировать какую-либо иную характерную для него ситуацию.
Как нам известно, проецирование осуществляется не сознательным субъектом, а
бессознательным. То есть человек не создает проекции, - он сталкивается с ними.
Результатом проекций является изоляция субъекта от его окружения, ибо на месте
реальных отношений с этим окружением теперь оказывается лишь нечто иллюзорное.
Из-за проекций мир для человека превращается в отражение его собственного
неведомого лица. В конечном счете они, таким образом, ведут к состоянию
аутоэротизма либо аутизма, при котором человек измышляет для себя особый мир,
реальность коего навеки неприкосновенна. Появляющиеся как результат этого
sentiment d'incompletude (чувство неполноты, недостаточности (фр.) - Прим. пер.
) и еще худшее ощущение бесплодия, в свою очередь, посредством проекции
получают объяснение как злонамеренность окружающих, и такой порочный круг еще
усиливает изоляцию. Чем больше проекций успело вклиниться между субъектом и его
окружением, тем затруднительнее для эго увидеть что-либо сквозь свои иллюзии.
Один мой сорокапятилетний пациент, страдавший неврозом принуждения с
двадцатилетнего возраста, как-то сказал мне: "Но не могу же я признаться себе,
что потратил впустую лучшие двадцать пять лет своей жизни!"
Зачастую, весьма трагическое зрелище представляет собой человек, явно
запутывающий и собственную жизнь и жизни других, и при этом остающийся
совершенно неспособным увидеть, до какой степени вся трагедия исходит от него
же самого, и как он сам поддерживает ее и дает ей пищу. Не сознательно, конечно,
- ибо сознание его поглощено жалобами и проклятиями в адрес вероломного мира,
отодвигающегося все дальше и дальше. Скорее можно утверждать, что
бессознательный фактор прядет нить иллюзий, заслоняющих собою мир. В конце
концов формируется кокон, полностью опутывающий человека.
Можно было бы предположить, что подобные проекции, почти или даже вовсе
|
|