|
бывает ни больше, ни меньше, чем сознание в целом. Эго как сознательный фактор,
по крайней мере теоретически, поддается исчерпывающему описанию. Последнее,
однако же, всегда будет не более чем портретом сознательной личности; в нем
будут отсутствовать все черты субъекта, неизвестные ему или им не осознаваемые.
Полная картина должна была бы включать их. Но полное описание личности
абсолютно невозможно даже в теории, ибо бессознательный личностный компонент
непознаваем. Как показывает обширнейший опыт, этот бессознательный компонент ни
в коем случае нельзя считать малозначительным. Напротив, свойства личности,
обладающие решающим значением, зачастую бессознательны и либо воспринимаются
только другими, либо могут быть обнаружены лишь с большим трудом и не без
посторонней помощи.
Таким образом, ясно, что личность как целостный феномен не совпадает с эго,
то есть с сознательной личностью, но образует некую сущность, которую надлежит
отличать от эго. Естественно, потребность в таком различении существенна только
для психологии, считающейся с фактом присутствия бессознательного, - и для
такой психологии подобное различение чрезвычайно важно. Даже для юриспруденции
- например, при решении вопроса о вменяемости - не лишено значения, осознанны
или же неосознанны определенные психические факты.
Я предлагаю личность в целом, которая, несмотря на свою данность, не может
быть познана до конца, называть самостью. Эго, по определению, подчинено
самости и относится к ней как часть к целому. Внутри поля сознания оно, как мы
сказали, обладает свободой воли. Под последней я предполагаю не какое-либо
философское понятие, а всего лишь хорошо известный психологический факт
"свободного выбора", точнее, субъективное ощущение свободы. Но, точно так же,
как наша свободная воля наталкивается на необходимость внешнего мира, она
обнаруживает свои пределы и в субъективном внутреннем мире, вне поля сознания,
где наталкивается на факты, принадлежащие самости. И, в точности как
обстоятельства или внешние события "случаются" с нами, ограничивая нашу свободу,
так и самость воздействует на эго как на нечто объективно происходящее и
весьма слабо поддающееся изменениям со стороны свободной воли. В самом деле,
хорошо известно, что эго не только не может ничего поделать против самости, но
даже иногда как будто бы ассимилируется бессознательными компонентами личности,
пребывающими в процессе развития, и сильно искажается ими.
В силу самой природы рассматриваемого предмета, невозможно дать эго
какое-либо описание, за исключением самого формального. При любом ином способе
наблюдения придется принять во внимание индивидуальность, присущую эго в
качестве одной из его основных характеристик. Хотя те многочисленные элементы,
что составляют этот комплексный фактор, сами по себе всегда и везде одинаковы,
они бесконечно вариативны в том, что касается их ясности, эмоциональной
окрашенности и широты охвата. Поэтому оказывается, что результат их
комбинирования, - то есть эго, - насколько мы можем судить, индивидуален,
уникален и способен в определенной мере поддерживать свою идентичность. Его
стабильность относительна, поскольку иногда случаются далеко идущие
трансформации личности. Изменения такого рода не обязательно являются
патологическими; они также могут сопутствовать развитию и, следовательно,
укладываться в рамки нормы.
Будучи точкой отсчета поля сознания, эго выступает субъектом всех успешных
попыток адаптации, в той мере, в какой последние реализуются усилием воли. Эго,
таким образом, играет существенную роль в системе психической организации. Его
позиция в ней настолько важна, что выглядит не лишенным основания предрассудок,
согласно которому эго является центром личности, а поле сознания и есть психе
per se (сам(а) по себе (лат.). - Прим. пер.) Если пренебречь несколькими
многозначительными идеями, встречающимися у Лейбница, Канта, Шеллинга и
Шопенгауэра, а также философскими экскурсами Каруса и фон Гартманна, окажется,
что лишь в конце XIX века современная психология с ее индуктивными методами
открыла основания, на которые опирается сознание, и эмпирически доказала
присутствие психе за пределами сознательной области. Благодаря этому открытию
позиция эго, до тех пор бывшая абсолютной, подверглась релятивизации: хотя эго
и удержало за собой свое качество центра поля сознания, возникли сомнения в том,
является ли оно центром личности. Оно - часть личности, но не вся личность.
Как я уже сказал, попросту невозможно оценить, насколько велика или мала его
доля в ней, насколько оно свободно или же зависимо от свойств вышеназванной
"вне-сознательной" психе. Мы только можем утверждать, что его свобода
ограничена, а его зависимый характер доказан, и зачастую весьма убедительно.
Мой опыт подсказывает, что никому не следует недооценивать зависимость эго от
бессознательного. Конечно, нет необходимости напоминать об этом тем, кто и без
того склонен переоценивать важность последнего. Своего рода критерием меры
здесь могут послужить психические последствия неверных оценок; далее мы еще
вернемся к ним.
Выше мы видели, что, с точки зрения психологии сознания, бессознательное
поддается делению на три группы различного содержания. Однако, с точки зрения
психологии личности следует двухчастное деление - на "вне-сознательную" психе,
содержимое которой личностно, и "вне-сознательную" психе, содержимое которой
безлично и коллективно. В первую группу входят интегральные компоненты
индивидуальной личности, которые с тем же успехом могли бы носить сознательный
характер; вторая группа, по сути, образует вездесущее, неизменное, повсюду одно
и то же качество или субстрат психе per se. Конечно же, это - не более чем
гипотеза. Однако нас подводят к ней природные особенности эмпирического
материала, не говоря уже о высокой степени вероятности того, что общее сходство
психических процессов у всех индивидов должно основываться на столь же общем и
|
|