|
Иоанновых Посланий; тем не менее, этот закон безошибочно указал ему на
предстоящую энантиодромию. В результате он писал так, будто бы знал о
внутренней необходимости такого рода трансформации, хотя мы можем быть уверены,
что мысль о ней представлялась ему божественным откровением. В реальности,
всякое усиление дифференциации образа Христа влечет за собой соответствующую
акцентуацию бессознательного дополнения к нему, тем самым увеличивая
напряженность между верхом и низом.
Эти утверждения мы делаем, оставаясь целиком внутри сферы христианской
психологии и символики. Никто, однако, еще не учел фактор фатальной
предрасположенности, заключенной в самой христианской позиции и неизбежно
ведущей к инверсии ее духа - не по неясной случайности, но в согласии с
психологическим законом. Идеал духовности, стремящейся достичь высот, обречен
на то, чтобы вступить в противоборство с материалистическим, привязанным к
земле стремлением покорить материю и овладеть миром. Перемена в этом
направлении стала заметной в эпоху Ренессанса. Данное слово означает
"возрождение" и указывает на возобновление античного духа. Сегодня мы знаем,
что дух этот служил главным образом маскировкой; не столько возрождался дух
античности, сколько дух средневекового христианства претерпевал странные
языческие трансформации, заменяя небесную цель земной, а вертикаль готического
стиля - горизонтальной перспективой (включая путешествия в поисках открытий, а
также эксплуатацию мира и природы). Последующее развитие, вызвавшее к жизни
Просвещение и Французскую революцию, на сегодня создало во всем мире ситуацию,
которую можно назвать разве что "антихристианской", в смысле, подтверждающем
раннехристианское предвосхищение "конца времен".
Как будто бы до того скрытые противоположности с приходом Христа стали
явными, или же маятник, резко качнувшийся в одну сторону, теперь совершает
дополнительное движение в противоположном направлении. Говорят, ни одно дерево
не сможет дорасти до рая, если его корни не достигнут ада. Двузначность
движения заложена в природе маятника. Христос не запятнан пороком, но в самом
начале он встречается с Сатаной, Врагом, представляющим противоположный полюс
огромной напряженности, предвещаемый приходом Христа, внутри мировой психе,
сигнализируемой приходом Христа. Сатана есть "misterium iniquitatis" (Тайна
несправедливости (лат.) - Прим. пер.), сопровождающий "sol institiae" (Солнце
справедливости (лат.) - Прим. пер.), так же неразлучно, как тень сопутствует
свету на всех его путях; поэтому Эбиониты26 и Эвхиты27 считали, что один брат
остается верным другому брату. Оба они борются за царство: один - за царствие
небесное, второй - за "principatus huius mundi" (Главенство в мире сем (лат.) -
Прим. пер.). Мы слышим высказывания о "тысячелетнем" царстве и "приходе
Антихриста", звучащие так, будто бы двое братьев поделили между собой миры и
эпохи. Таким образом, встреча с Сатаной была не просто делом случая: она -
необходимое звено в цепи.
Как мы должны помнить богов античности, чтобы оценить психологическую
значимость архетипа анимы/анимуса, так и Христос для нас - ближайшая аналогия
самости и ее значения. Естественно, речь идет не об искусственно созданной или
произвольно полагаемой коллективной ценности, но о чем-то действенном и
присутствующем per se, заставляющем ощутить свою действенность, независимо от
осознания ее субъектом. И все же, хотя атрибуты Христа (единосущность с Отцом,
совечность ему и сыновние с ним отношения, непорочное зачатие, распятие, Агнец,
приносимый в жертву меж двух крайностей, Единое, разделившееся на многое, и т.п.
) делают его несомненным воплощением самости, под психологическим углом зрения
он выглядит соответствующим только половине архетипа. Вторая половина
проявляется в Антихристе. Последний - точно такая же манифестация самости, за
исключением того, что в нем собран ее темный аспект. Оба представляют собой
христианские символы с тем же значением, что у образа Спасителя, распятого
между двумя разбойниками. Этот великий символ сообщает нам, что прогрессирующее
развитие и дифференциация сознания ведет ко все более угрожающему осознанию
конфликта и предполагает не более и не менее чем распятие эго, его мучительно
взвешенное положение между непримиримыми крайностями28. Естественно, не может
быть и речи о полном устранении эго, ибо тогда был бы разрушен фокус сознания,
и результатом стала бы полная бессознательность. Относительное упразднение эго
затрагивает лишь те высшие, экстремальные решения, с необходимостью принятия
которых мы сталкивается в ситуациях неразрешимых конфликтов долга. Другими
словами, это означает, что в подобных случаях эго оказывается в роли
страдающего наблюдателя, ничего не решающего, но вынужденного безусловно
капитулировать и подчиняться решению. Последнее слово остается за "гением"
человека, высшей и более широкой его частью, пределы коей никому не ведомы.
Поэтому полезно будет тщательно рассмотреть психологические аспекты процесса
индивидуации в свете христианской традиции, способной описать его с точностью и
выразительностью, далеко превосходящей наши слабые попытки, -пусть даже
христианский образ самости - Христос - лишен ее неотъемлемой тени.
Причина такого положения, как уже указывалось, заключается в доктрине
"Summum Вопит". Ириней, опровергая гностиков, справедливо замечает, что из
действия "света их Отца" приходится делать исключение, поскольку этот свет
"неспособен просветить и наполнить собой даже то, что внутри него",29 то есть
тень и пустоту. Ему казалось зазорным, если не клеветническим, предположить,
что внутри плеромы света может быть "темная и бесформенная пустота". Для
христианина ни Бог, ни Христос не могут быть парадоксом; они должны обладать
единым значением. Так остается вплоть до наших дней. Как тогда, так (за
немногими похвальными исключениями) и сейчас мало кому известно, что
самонадеянный спекулятивный интеллект подвигнул еще древних на философское
|
|