|
Карл Густав Юнг
ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНОЛОГИИ САМОСТИ
"И все это происходит, - говорят они, - дабы Иисус мог сделаться первой жертвой
при разделении составных природ"
Ипполит, Elenhos, VII, 27, 8
I. ЭГО
В ходе исследования психологии бессознательного я столкнулся с фактами,
потребовавшими формулирования новых понятий. Одно из этих понятий - самость.
Сущность, получившая такое наименование, мыслится не вытесняющей другую
сущность, бывшую ранее известной под названием эго, а скорее на правах понятия
высшего порядка включающей в себя последнюю. Эго мы понимаем как комплекс, с
которым соотносится все содержимое сознания. Оно, по сути, образует центр поля
сознания; а поскольку этим полем охватывается эмпирическая личность, эго
выступает субъектом всех личностных актов сознания. Отношение некоего
психического содержания эго служит критерием его осознанности, ибо это
содержание осознано не раньше, чем субъект получит представление о нем.
Данным определением мы описали и очертили сферу охвата субъекта.
Теоретически, полю сознания не могут быть поставлены никакие пределы, поскольку
оно способно к неограниченному расширению. Эмпирически оно, однако же, всегда
обнаруживает свой предел, когда сталкивается с неизвестным. Последнее состоит
из всего, нами не знаемого и, следовательно, не соотнесенного с эго как центром
поля сознания. Неизвестной распадается на две группы объектов: те, что
находятся вовне и могут быть восприняты посредством чувств, и те, что находятся
внутри и воспринимаются непосредственно. Первой группой охватывается
неизвестное во внешнем мире, второй - неизвестное в мире внутреннем. Вторую из
указанных территорий мы называем бессознательным.
Эго, в своем качестве специфического содержимого сознания, представляет
собой не простой и не элементарный, но комплексный фактор, в силу своей
сложности не поддающийся исчерпывающему описанию. Опыт показывает, что оно
покоится на двух основаниях, на первый взгляд различных: соматическом и
психическом. Соматическое основание выводится из совокупности внутренних
ощущений тела, которые, в свою очередь, уже обладают психической природой и
ассоциированы с эго, а потому являются осознанными. Они производятся
эндосоматическими раздражениями, лишь немногие из которых переступают порог
сознания. Значительная часть этих раздражении происходит бессознательно, то
есть лежит ниже порога сознания. Тот факт, что они подсознательны, совсем не
обязательно означает, что они имеют чисто физиологический статус: о них это
можно было бы сказать не с большим правом, чем о каких-либо иных психических
содержаниях. Иногда они бывают способны переступать указанный порог, то есть
становиться воспринимаемыми. Однако несомненно, что большая часть этих
эндосоматических раздражении попросту не может быть осознана и настолько
элементарна, что нет никаких причин приписывать им психическую природу - если
только вы не разделяете философских взглядов, согласно которым жизненные
процессы в любом случае являются психическими. Главным возражением против
подобной вряд ли доказуемой гипотезы служит то, что она распространяет понятие
психе за все и всяческие рамки, давая процессу жизни интерпретацию, лишенную
строгого фактического подтверждения. Чересчур широкие понятия обычно
оказываются негодными инструментами из-за своей расплывчатости и туманности. Я,
поэтому, предлагаю пользоваться термином «психическое» только в тех случаях,
когда засвидетельствовано присутствие воли, способной модифицировать рефлексы
либо инстинктивные процессы. Здесь я вынужден отослать читателя к моей работе
"On the Nature of the Psyche"1, где несколько подробнее обсуждается данное
определение "психического".
Таким образом, соматическая основа эго складывается из сознательных и
бессознательных факторов. То же самое справедливо и в отношении психической
основы: с одной стороны, эго опирается на совокупное поле сознания, с другой -
на общую сумму бессознательных содержаний. Последние распадаются на три группы:
во-первых, это содержания, временно остающиеся подсознательными и могущие
быть воспроизведенными в произвольном порядке (память); во-вторых, это
содержания бессознательные, не поддающиеся произвольному воспроизведению;
в-третьих, это содержания, вообще не могущие быть осознанными. О второй группе
можно судить по спонтанным прорывам подсознательных содержаний в сознание.
Третья группа является гипотетической; ее существование логически выводится из
фактов, стоящих за группой номер два. В нее входят содержания, которые либо еще
не прорвались внутрь сознания, либо никогда не прорвутся в него.
Когда я сказал, что эго "опирается" на совокупное поле сознания, я не имел в
виду, что оно есть это поле сознания. Если бы это было так, эго невозможно было
бы отличить от поля сознания в целом. На самом деле, эго для него -всего лишь
точка отсчета, опирающаяся на описанный выше соматический фактор и ограниченная
им.
Хотя сами по себе основания эго относительно плохо известны и бессознательны,
эго по определению представляет собой сознательный фактор. С эмпирической
точки зрения, можно даже сказать, что оно приобретается с ходом жизни индивида,
Представляется, что оно впервые возникает из столкновения соматического фактора
с окружающей средой и, однажды установившись в качестве субъекта, развивается
на основе дальнейших столкновений с внешним и внутренним миром.
Невзирая на неограниченную протяженность своих оснований, эго никогда не
|
|