|
уверен, что знаю себя, но, несмотря на все мои старания, я все же себя не
знаю. То же самое я могу сказать и о любимом человеке.
Парадокс заключается в том, что, чем глубже мы проникаем в глубину нашего
существа или существа другого человека, тем больше мы убеждаемся в
невозможности достижения цели нашего познания. Как бы мы ни стремились, мы
не можем постичь тайну человеческой души. В этом нам может помочь только
любовь. Только она позволит нам если не постичь тайну человеческого бытия,
то хотя бы приблизиться к его сокровенным истокам.
ФРОММ Э. Уравнение с одним обездоленным Эрос. Сборник. - М 1991, с.
299-311.
Карен ХОРНИ
НЕВРОТИЧЕСКАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ЛЮБВИ
Невротическая потребность в любви и привязанности часто принимает форму
сексуальной страсти или ненасытной потребности в сексуальном удовлетворении.
В свете этого факта нам приходится поднять вопрос о том, не вызван ли в
целом феномен невротической потребности в любви неудовлетворенностью в
сексуальной жизни, не вызвано ли все это стремление к любви, контакту,
пониманию, поддержке не столько потребностью в успокоении, сколько
неудовлетворенным либидо.
Фрейд был склонен именно так смотреть на этот вопрос. Он видел, что
многие люди, страдающие неврозом, навязывают свою привязанность другим
людям, цепляясь за них. Он описывал такое отношение как возникающее в
результате неудовлетворенного либидо. Эта концепция, однако, основана на
определенных предпосылках. В ней заранее предполагается, что все те
проявления, которые сами по себе не являются сексуальными, такие, как
желание получить совет, одобрение или поддержку, являются формой выражения
сексуальных потребностей, ослабленных или "сублимированных". Более того, в
ней также заранее предполагается, что нежность является результатом
запрещенного или "сублимированного" проявления сексуальных влечений.
Такие предположения не имеют подтверждения. Связи между чувствами любви,
привязанности, проявлениями нежности и сексуальностью не являются столь
тесными, как мы иногда полагаем. Антропологи и историки утверждают, что
индивидуальная любовь - это продукт культурного развития. Бриффолт [25]
полагает, что сексуальность имеет более близкое отношение к жестокости, чем
к нежности, хотя его утверждения не являются вполне убедительными. Однако из
наблюдений, почерпнутых в нашей культуре, мы знаем, что сексуальность может
существовать без любви или нежности, а любовь или нежность - без сексуальных
чувств. Например, нет никаких доказательств того, что нежность между матерью
и ребенком имеет сексуальную природу. Все, что мы можем заметить, - и это
результат открытия, сделанного Фрейдом - так это то, что могут
присутствовать сексуальные элементы. Мы можем наблюдать многообразные связи
между нежностью и сексуальностью: нежность иногда предшествует сексуальным
чувствам; человек способен испытывать сексуальные желания, осознавая при
этом лишь наличие нежных чувств; сексуальные желания могут стимулировать
нежные чувства или переходить в них. Хотя такие переходы между нежностью и
сексуальностью определенно указывают на тесную связь между ними, тем не
менее представляется более правильным быть осторожнее и допускать
существование двух различных категорий чувств, которые могут совпадать,
переходить друг в друга или заменяться одно другим.
Кроме того, если мы примем предположение Фрейда о том, что
неудовлетворенное либидо является побуждающей силой в поиске любви, то едва
ли будет понятно, почему мы находим то же самое страстное стремление к
любви, со всеми описанными осложнениями - собственническим отношением,
требованиями безоговорочной любви, чувством отвержения и т.д., - у лиц, чья
сексуальная жизнь с физиологической точки зрения является полностью
удовлетворительной. Однако, поскольку нет сомнения в том, что такие случаи
действительно существуют, неизменно приходишь к заключению, что
неудовлетворенное либидо не объясняет данное явление, но его причины лежат
вне сексуальной сферы. [26]
Наконец, если невротическая потребность в любви была бы только
сексуальным феноменом, нам было бы затруднительно понять многообразные,
связанные с ней проблемы, такие, как собственническое отношение, требование
безоговорочной любви, чувство отверженности. Надо признать, что эти
различные проблемы были установлены и детально описаны: например, ревность
прослеживалась вплоть до соперничества детей в семье или Эдипова комплекса;
безоговорочная любовь - до "орального эротизма; собственническое отношение -
до анального эротизма и т.д. Но при этом не было понимания, что в реальности
весь спектр отношений и реакций, описанных в предыдущих главах, предстает
как целостная структура. Без признания тревоги как движущей силы, стоящей за
потребностью в любви, мы не сможем понять всех тех условий, при которых
данная потребность возрастает или уменьшается.
Посредством искусного метода свободных ассоциаций Фрейда в процессе
анализа можно проследить точную связь между тревогой и потребностью в любви,
в особенности если обратить внимание на колебания потребности пациента в
любви и привязанности. После периода совместной конструктивной работы
пациент может внезапно изменить свое поведение и начать выдвигать требования
о продлении времени, отводимого ему аналитиком, или страстно возжелать
|
|