Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: К.Сельчёнок ::
<<-[Весь Текст]
Страница: из 158
 <<-
 
за что они не могут не возблагодарить судьбу. Это означает, что любовь  есть
сила,  порождающая  любовь.  Неспособность  породить   любовь   -   духовная
импотенция. Наиболее ярко  эту  мысль  выразил  Карл  Маркс:  "Если  считать
человека человеком, а его отношение к миру  -  человеческим,  то  за  любовь
нужно платить только любовью, за доверие - только доверием. Для того,  чтобы
наслаждаться искусством, нужно быть надлежащим  образом  воспитанным;  чтобы
оказывать влияние на других людей, надо обладать способностью побуждать их к
действию, вести за собой, поддерживать  их.  Если  мы  вступаем  в  какие-то
отношения с другим  человеком,  то  они  обязательно  должны  отражать  нашу
индивидуальную жизнь,  соответствовать  нашей  воле.  Если  же  ваша  любовь
безответна, если она в  ответ  не  порождает  любовь;  если,  проявляя  свою
любовь, вы не добились такого же чувства у другого человека и тоже не  стали
любимым, - значит, ваша любовь немощна, значит, она не удалась".
   Очевидно, что способность  любить,  отдавая,  зависит  от  индивидуальных
особенностей развития личности. Научиться любить  можно,  лишь  преодолев  в
себе такие качества, как зависимость, эгоизм,  самолюбование,  склонность  к
накопительству  и  привычку  командовать  другими  людьми.  Чтобы  полюбить,
человек  должен  поверить  в  собственные  силы,   самостоятельно   идти   к
поставленной цели. Чем меньше развиты эти качества в человеке, тем больше он
боится отдавать, а значит, боится любить.
   2. Любовь - это всегда забота.  Наиболее  ярко  это  выражается  в  любви
матери к своему ребенку. Если мать не заботится  о  младенце,  забывает  его
купать и небрежно относится к его кормлению, не стремится сделать так, чтобы
ему было уютно и спокойно, ничто не убедит нас, что она его любит. Точно так
же обстоит дело с любовью к животным  или  цветам.  Например,  если  женщина
говорит, что очень любит цветы, а сама забывает их поливать, то  мы  никогда
не поверим в ее любовь.
   Любовь - это деятельная озабоченность  и  заинтересованность  в  жизни  и
благополучии того, кого мы любим. Если в отношениях двоих  людей  нет  такой
деятельной озабоченности, значит, там нет и любви.
   3. Тесно связано с заботой еще одно  качество,  необходимое  в  любви,  -
ответственность. Ответственность часто отождествляется  с  обязанностью,  то
есть  с  чем-то  навязанным  извне.  На  самом  же  деле  -  это   полностью
добровольный акт. Ответственность в любви следует  понимать,  как  ответ  на
нужды близкого  человека.  Быть  "ответственным"  значит  быть  способным  и
готовым "ответить".
   На вопрос Господа о своем брате  Каин  ответил:  "Разве  я  сторож  брату
моему?" Тем самым он как бы продемонстрировал  полное  равнодушие  к  судьбе
брата и свою нелюбовь к нему. К тому же, как мы знаем, за  этим  равнодушием
скрывалось куда более страшное преступление. Тот, кто  любит,  всегда  несет
ответственность за другого. Жизнь  его  брата  касается  и  его  самого.  Он
чувствует такую же ответственность за любимого человека,  как  и  за  самого
себя. В случае материнской любви эта ответственность касается  прежде  всего
жизни и здоровья ребенка, его физических потребностей. В любви двух взрослых
людей  речь  идет  об  ответственности  за   душевное   состояние   другого,
продиктованной его нуждами.
   4. Повышенное чувство  ответственности  могло  бы  легко  превратиться  в
подавление другого человека, в отношение к нему как к собственности, если бы
не еще одно качество, определяющее любовь, - уважение.
   Уважение - это не страх  и  не  благоговение.  Уважать  другого  человека
значит проявлять к нему внимание, наблюдать за ним (в хорошем  смысле  этого
слова); то есть видеть его таким, каков он есть на самом деле во всей  своей
индивидуальности.
   Если я уважаю человека, то я заинтересован в  том,  чтобы  он  развивался
самостоятельно, по собственному  пути.  Таким  образом,  уважение  исключает
использование любимого человека в своих целях. Я хочу,  чтобы  тот,  кого  я
люблю, развивался по-своему и для себя самого, а не для того, чтобы  служить
мне и моим интересам. Если я действительно люблю, то я не  отделяю  себя  от
любимого человека; но я признаю и люблю его  таким,  каков  он  есть,  а  не
таким, каким бы я хотел его видеть для исполнения моих желаний.
   Очевидно, что я могу уважать  другого  только  в  том  случае,  если  сам
являюсь независимым, самостоятельным человеком и не нуждаюсь  в  том,  чтобы
использовать другого в своих целях... Уважение возможно только  при  наличии
свободы, отношения господства не могут породить любовь.
   5. Но уважать человека невозможно,  не  зная  его;  да  и  все  остальные
качества любви не имели бы смысла, если бы в их  основе  не  лежало  знание.
Любить человека - означает  знать  Знание,  являющееся  одним  из  признаков
любви, никогда не бывает поверхностным, оно  проникает  в  самую  суть.  Это
возможно лишь в том случае, если я сумею возвыситься  над  заботой  о  себе,
посмотреть на другого  человека  его  глазами,  с  позиции  его  собственных
интересов. Например, я знаю, что близкий мне человек чем-то рассержен,  хотя
он этого не показывает, старается скрыть свое состояние,  не  проявляет  его
открыто  Еще  глубже  я  знаю  его,  если  вижу  даже  самую  незначительную
обеспокоенность или встревоженность, которая скрывается за его  раздражением
Если я вижу это, значит, я понимаю,  что  его  гнев,  озлобленность  -  лишь
внешнее проявление чего-то более глубокого;  что  он  не  столько  сердится,
сколько страдает.
   Знание служит выражением любви еще  в  одном  особом  аспекте.  Глубинная
потребность  слияния  с  другим  человеком,   чтобы   вырваться   из   плена
одиночества, тесно связана с желанием познать "тайну"  другого  человека.  Я
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 158
 <<-