|
снабженное всеми атрибутами прогностической достоверности, бросало бы нас из
неизбывного комизма в кошмарный гротеск и обратно. А для негротесковой,
несардонической фантастики оно вряд ли покажется соблазнительной целью. Это,
конечно, - лишь чисто отрицательная гипотеза. Но опровергнуть ее может лишь
конкретное литературное произведение.
ЛЕМ Ст. Эротика и секс в фантастике и футурологии. Журнал "Человек", - М
1991, N 5-6.
Часть 2
КОНЦЕПЦИИ
Эрих ФРОММ
УРАВНЕНИЕ С ОДНИМ ОБЕЗДОЛЕННЫМ
...Любовью в полном смысле слова можно считать лишь то, что кажется ее
идеальным воплощением, - а именно, - соединение с другим человеком при
условии сохранения целостности своего "я". Все остальные формы любовного
влечения - незрелы, их можно назвать симбиотической связью, то есть
отношениями совместного существования.
Симбиотическая связь имеет биологический прообраз в природе - это
близость между матерью и зародышем, находящимся в ее утробе. Это два разных
существа, но в то же время и единое целое. Они живут вместе и нуждаются друг
в друге. Зародыш - часть матери; мать - его мир, он получает от нее все, что
ему нужно для жизни. Жизнь матери также зависима от него.
В психическом симбиозе два человека независимы друг от друга, но
психологически они неразрывны. Говоря другими словами, это союз одного
человека с другим, в котором каждый из них теряет свое личностное содержание
и попадает в полную зависимость от другого.
Пассивная форма симбиотической связи - МАЗОХИЗМ (подчинение).
Мазохистская личность преодолевает свое психологическое одиночество,
свойственное каждому, становясь неотъемлемой частью другого человека. Этот
"другой" руководит ею, направляет ее, защищает; он становится ее жизнью, ее
воздухом. Безропотно покоряясь какой-нибудь личности, мазохист невероятно
преувеличивает ее силу и достоинства, всячески принижая при этом самого
себя. Он - все, а я - ничто; я значу что-то лишь постольку, поскольку я -
его часть. Являясь его частью, я становлюсь причастным к его славе, его
величию.
Мазохист никогда не принимает никаких решений, избегает любой
самостоятельности; ему чужда всякая независимость, и поэтому он никогда не
остается в одиночестве. Такая личность не является целостной, она как бы еще
не вполне родилась.
Взаимоотношения, основанные на мазохистскои любви, по своей сути являются
идолопоклонством. Это психологическое чувство проявляется не только в
эротических переживаниях. Оно может выражаться в мазохистскои привязанности
к Богу, судьбе, главе государства, музыке, болезни и, конечно, к конкретному
человеку. В последнем случае мазохистское отношение может сочетаться с
физическим влечением, и тогда человек покоряется не только душой, но и
телом. Как бы то ни было, во всех случаях человек отрекается от своей
целостности и индивидуальности, становясь орудием в чужих руках, перестает
самостоятельно решать жизненные проблемы.
Наиболее частые формы мазохистских проявлений - чувства собственной
неполноценности, беспомощности, негодности. Люди, испытывающие подобное,
стараются избавиться от этого, но в их подсознании заложена некая сила,
которая заставляет их чувствовать свою неполноценность. Многие пытаются
объяснить эти ощущения осознанием своих действительно существующих
недостатков и слабостей. Но особенность мазохистскои личности в том и
состоит, что она испытывает потребность намеренно принижать себя. Такие люди
никогда не делают того, что им хочется, а подчиняются действительным или
воображаемым приказам своего кумира. Иногда они просто не способны
испытывать чувство своего "я" или "я хочу".
В более тяжелых случаях, наряду с постоянной потребностью в подчинении и
самоподавлении, появляется страстное желание причинить себе страдания, боль.
Подобные стремления выражаются поразному. Есть люди, упивающиеся критикой
человека, которого боготворят; они сами возводят на себя такие обвинения,
какие не придумали бы и их злейшие враги. Другие - обнаруживают склонность к
физическим заболеваниям, намеренно доводя свои страдания до такой степени,
что действительно становятся жертвами болезней или несчастных случаев.
Некоторые восстанавливают против себя тех, кого любят и от кого зависят,
хотя на самом деле испытывают к ним самые лучшие чувства. Они как бы делают
все, чтобы причинить себе как можно больше вреда.
Часто мазохистские тенденции выглядят патологическими и бессмысленными,
но оправдание им сразу же находится, если они выступают под маской любви.
Такая форма псевдолюбви довольно распространена и часто воспринимается как
"великая любовь". Описание ее можно встретить в романах и кинофильмах.
Когда человек перестает осознавать собственную индивидуальность, он
начинает "боготворить" любимого, творить из него кумира. Он направляет все
свои силы на того, кого любит, кому поклоняется как носителю своего
блаженства. Как правило, объект любви мазохиста ведет себя прямо
противоположным образом. Но это не только не уменьшает поклонения
|
|