|
последнего, а, напротив, притягивает его. Подобное явление можно назвать
мазохистским извращением, оно доказывает, что страдание может быть целью
человеческих стремлений, пределом его желаний. Люди вполне сознательно хотят
страдать и наслаждаются своими мучениями.
При мазохистском извращении человек способен испытывать половое
возбуждение, когда его партнер причиняет ему боль. Но это не единственная
форма мазохистских извращений. Часто возбуждение и удовлетворение
достигается состоянием собственной физической слабости. Бывает так, что
мазохист довольствуется лишь моральной слабостью: ему нужно, чтобы объект
его любви относился к нему как к маленькому ребенку или чтобы унижал его и
оскорблял.
Моральный мазохизм и мазохизм как сексуальное извращение чрезвычайно
близки. По сути, они представляют собой одно и то же явление, в основе
которого лежит изначальное стремление человека избавиться от невыносимого
чувства одиночества. Испуганный человек ищет кого-нибудь, с кем мог бы
связать жизнь, он не может быть самим собой и пытается обрести уверенность,
избавившись от собственного "я". С другой стороны, им движет желание
превратиться в часть более сильного целого, раствориться в другом. Отрекаясь
от своей индивидуальности, от свободы, он обретает уверенность в своей
причастности к силе и величию того, кому поклоняется. Неуверенный в себе,
подавленный тревогой и чувством собственного бессилия, человек пытается
найти защиту в мазохистских привязанностях. Но эти попытки всегда
заканчиваются неудачей, так как проявление своего "я" необратимо, и человек,
как бы он этого ни хотел, не может слиться до конца в одно целое с тем, к
кому прилепился. Между ними всегда существуют и будут существовать
непримиримые противоречия.
Почти те же причины лежат в основе активной формы симбиотической связи,
которая называется САДИЗМ (господство). Садистская личность стремится
освободиться от мучительного одиночества, превращая другого человека в часть
себя самой. Садист самоутверждается тем, что подчиняет себе безраздельно
личность, которую любит.
Можно выделить три типа садистской привязанности.
Первый тип заключается в желании поставить другого человека в зависимость
от себя, приобрести неограниченную власть над ним, сделать его "послушной
глиной" в своих руках.
Второй тип выражается в стремлении не только властвовать над другим
человеком, но и эксплуатировать его, использовать в своих целях, овладевать
всем, что есть у него ценного. Это относится не столько к материальным
вещам, сколько, в первую очередь, к моральным и интеллектуальным качествам
зависимого от садиста человека.
Третий тип заключается в желании причинять страдания другому человеку или
видеть, как он страдает. Целью такого желания может быть активное причинение
страдания (самому унизить, запугать, причинить боль) и пассивное наблюдение
за страданиями.
Очевидно, что садистские наклонности труднее осознать и объяснить, чем
мазохистские. Кроме того, они не так безобидны в социальном отношении.
Желания садиста нередко выражаются в завуалированной форме сверхдоброты и
сверхзаботы о другом человеке. Часто садист оправдывает свои чувства и
поведение, руководствуясь соображениями типа: "Я управляю тобой потому, что
лучше тебя знаю, что для тебя лучше", "Я настолько необыкновенен и уникален,
что имею право подчинять себе других"; или: "Я так много для тебя сделал,
что теперь имею право брать от тебя все, что хочу"; и еще: "Я терпел обиды
от других и теперь хочу отомстить - это мое законное право", "Ударив первым,
я защищаю от удара себя и своих близких".
В отношении садиста к объекту его наклонностей есть фактор, который
роднит его действия с мазохистскими проявлениями - это абсолютная
зависимость от объекта. Но если зависимость мазохиста удивления не вызывает,
то садист, наоборот, кажется настолько сильным и властным, что невозможно
представить его в зависимости от более слабого человека, над которым он
властвует. Однако, это так. Садист отчаянно нуждается в человеке, над
которым издевается, так как его собственное ощущение силы и власти основано
только на том, что он кемто безраздельно владеет. Зависимость эта, часто
даже не осознаваемая, наиболее ярко проявляется в любви.
Так, например, мужчина садистски издевается над любящей его женщиной.
Когда же ее терпению приходит конец и она покидает его, он совершенно
неожиданно и для нее, и для себя впадает в крайнее отчаяние, умоляет ее
остаться, уверяет в своей любви и говорит, что не может без нее жить. Как
правило, любящая женщина верит ему и остается. Тогда все начинается сначала,
и так без конца. Женщина уверена, что он обманывал ее, когда уверял, что
любит и не может без нее жить. Что касается любви, то все зависит от того,
что под этим словом понимать. Но утверждение садиста, что он не может без
нее жить - чистая правда. Он действительно не может жить без объекта своих
садистских устремлений и страдает как ребенок, у которого вырвали из рук
любимую игрушку.
Поэтому неудивительно, что чувство любви проявляется у садиста только
тогда, когда его отношения с любимым человеком должны вот-вот разорваться.
Но и в других случаях, садист, безусловно, "любит" свою жертву, как любит
всех, над кем осуществляет свою власть. И, как правило, оправдывает эту
властность по отношению к другому человеку тем, что очень его любит. На
самом деле все наоборот. Он любит другого человека именно потому, что тот в
|
|