|
культуры, лишь выворачивая их наизнанку. Так, черная месса - это
элементарная инверсия обряда мессы, где тело нагой женщины потому и служит
алтарем, что с точки зрения фундаментальных догматов оно - самый
неприемлемый, запретный объект. А вот где-нибудь в Азии половой акт мог
носить сакральный характер, и в соответствующей культурной среде он мог бы
выражать не кощунство, а самую истовую набожность. Христианская церковь
здесь вынуждена допускать своего рода "двоемыслие" даже применительно к
институту брака: ведь воздержание остается для нее самодовлеющей ценностью
независимо от института брака (особенно это относится к католицизму).
Господствующей для христианства тенденцией всегда было стремление жестко
ограничить даже безгрешный секс, направить его в одно-единственное узкое
русло.
И эту вот культурную ситуацию застает техническая цивилизация.
Эмпирический подход вступил в конфликт с традицией, и особенно с авторитетом
религиозной веры. Исследователи зафиксировали и тщательно изучили каждый
момент, каждый элемент полового акта. В ход пошли и электроэнцефалограммы, и
вживленные в мозг электроды, и искусственные стеклянные гениталии,
подсвечиваемые и снимаемые специальными камерами. Ничего дурного во всем
этом не было. Дурно то, что после всех исследований ни один специалист так и
не может нам сказать, что же нужно делать с этой штуковиной - сексом. Мысль,
что эмпирический анализ всех и всяческих копулятивных практик хоть что-то
подскажет нам о сфере должного - полная чепуха. Эмпирически можно сказать,
когда половой акт приведет к оплодотворению, а когда - нет, какая практика
может нанести психологический или физиологический вред партнерам, какая -
нет; чего эмпирический подход не может, - это перейти от того, что есть, к
тому, что должно быть - если не считать той самой опасности для здоровья. Во
всяком случае, подход, рассматривающий секс как культурный изолят. Но, может
быть, как-то просветить нас на счет долженствования способна культурология
на ее нынешнем описательном уровне? Нам такой ее ответ неизвестен.
Существовали, например, культуры, в которых на общественные нормы
периодически накладывался "мораторий". Дело доходило до более или менее
ритуализированных массовых оргий, в которых ключевая роль принадлежала
сексуальным актам Так что? "Следовало" бы, например, где-нибудь и
когда-нибудь "устанавливать" какой-то аналог подобной практики? Например, в
том случае, если эмпирические исследования продемонстрируют ее
психосоциальную полезность? Но ведь речь идет не о том, чтобы объявить такую
практику допустимой. Речь идет о культурном обычае. Административное
регулирование и культурная регламентация поведения - вещи разные.
Невозможно, например, превратить стриптиз в возвышенное, торжественное и тем
более сакральное действо, изменив его режиссуру. А значит, секс нельзя
рассматривать как культурный изолят. Пытаясь манипулировать половым
поведением в масштабах общества, - мы сознательно или бессознательно
замахиваемся на реорганизацию всей культуры в целом, сколь бы ограниченными
не были наши субъективные намерения. А вопрос о возможности трансформации
культуры - куда фундаментальнее и шире вопросов полового поведения. Оно -
лишь один из объектов таких перемен.
Но, казалось бы, хотя бы в этом-то расширенном проблемном поле мы,
наконец-то, вольны выбирать: браться или не браться за управление культурой
с неизбежным ее переформированием - наше дело! Однако история учит: если не
располагаешь достаточными знаниями, от действий лучше воздержаться -
результаты их неизбежно будут совсем не теми, которых ожидаешь. Обычно такое
управление - это попытка увернуться от Сциллы только для того, чтобы
оказаться в пасти невесть откуда появившейся Харибды, о существовании
которой мы до того и не подозревали. Раз так, лучше вообще не трогать
культуру! Пусть себе стихийно возникает и развивается спонтанно, подчиняясь
лишь законам самоорганизации, как развивалась до сих пор. Разве, пустив ее
на самотек, мы не получили ярких, блистательных результатов, и прежде всего
- целой сокровищницы эстетических ценностей? Разве без всякого вмешательства
в стихийную кристаллизацию культурных эпох мы не получили готик,
возрождений, барокко? Подождем же спокойно, пока сама собой возникнет,
организуется, сложится в органическое единство новая культурная целостность!
Пусть мы сегодня и не знаем, как быть с сексом, но культура, вольно
эволюционирующая на беспривязном, так сказать, содержании, сама как-нибудь
разберется с этим, органично включит его в новую саморазвивающуюся и
самообновляющуюся целостность.
Прекрасная интеллектуальная утопия! Увы, культура - это не деревяшка,
которую можно воткнуть в землю и молчаливо созерцать в надежде, что рано или
поздно она зазеленеет. Даже если мы не станем ничего делать с культурой
сознательно и целенаправленно, под влиянием аксиологических или эмпирических
подходов, - побочные продукты цивилизационного ускорения все равно будут
день и ночь бомбардировать ее. Воздерживаться от целенаправленных действий -
значит просто не помогать плывущему на льдине и не мешать ему: может,
течение прибьет его к спасительному берегу, может - нет; может, льдина
разломается, может - уцелеет; может, он утонет, а может - спасется. Сегодня
результаты разумного воздержания от действий, невмешательства в ход
культурных процессов выглядят именно так.
...В реальных исторических культурах секс либо возвеличивался вплоть до
освящения, либо принижался и прятался как нечто весьма греховное - на эту
полярность мы уже обращали внимание. Но похоже, что, когда эти два полюса
сталкиваются, положительные и отрицательные ценности как бы взаимно
|
|