|
на установках нашей культуры, поскольку именно под ее сенью сформировалась
эта двойная пирамида ценностей. Именно в этой системе взаимоотносительных
ценностей картина пляшущих покойников выглядит чем-то вроде
религиозно-метафизической порнографии, как картина совокупляющейся пары -
порнографией сексуальной. Оговоримся, что, уподобляя в определенных
отношениях эти две ценностные иерархии, мы отнюдь не утверждаем, что одну из
них можно свести к другой; топологические подобия - лишь отражение,
проявление действия высших психических механизмов, чьи интегрирующие функции
рассматриваются как высшие по отношению к функциям анализа, расчленения
действительности.
Если упырей и демонов мы называем вырожденной формой метафизической
картины мира, а сексуальные мании - вырожденной формой "картины" эротических
отношений - эту аналогию отнюдь не следует понимать как нечто извечное и
универсальное. Осмысленна она лишь в рамках нашей культуры.
Для литературного текста секс - это мина, способная взорвать его как
произведение искусства, т.е. как объект, ценный сам по себе, а не потому,
что способен замещать какой-то другой. Для эротомана учебник сексологии - то
же, что поваренная книга для умирающего от голода: как голодающий будет
облизываться на описаниях пиров, оставаясь глух к литературным достоинствам,
так же будет расщепляться художественный текст в сознании эротомана.
Подобные аберрации чтения легче всего предотвратить, начисто изгнав секс из
литературы. Но для самой литературы это было бы тяжелейшим увечьем: взгляд
на человека, очищенный от феномена пола, может быть лишь частичным, а значит
- искаженным. Исторически сложившиеся нормы социальной цензуры
способствовали тому, что табу на описания сексуальной практики сохраняются и
по сей день. Строгость этих табу в разных странах различна, хотя тенденция к
смягчению запретов преобладает везде. Но терпимость эта нигде не достигла
того уровня, который характерен для описания различных преступлений
невротического характера: убийств и т.п. Это вызывает много нареканий, но
остается несомненным и весьма устойчивым фактом. Видимо, для общественного
сознания описание убийства не выглядит столь безнравственным, как описание
соития: так распорядились моральные кодексы, на которых мы воспитуемся целое
тысячелетие. Воспитание имеет и обратную силу: в школьных курсах сведения о
древних культурах малоазиатского и средиземноморского круга, к которым
восходит и наша собственная, наиболее смазаны и невнятны в той их части, где
отличия этих культур от нашей проистекают из специфической эротической
аксиологии, греховной с точки зрения христианства.
Сексуальное поведение задано биологически, но оно - и атом общественного
действия: ведь тот, кто практикует его в одиночку, ставит себя за пределы
нормы. В акте должны участвовать двое, а культура начинается там, где
кончается изолированность индивида, и уже по одному этому половой акт - атом
социальности. Множество культур, например, восточных, глубоко интегрировали
всю сферу пола, наделили ее особой культурной ценностью, сакральной или
светской. Однако в нашей культуре такого никогда не было. Не знала она и
упорядоченных кодексов ритуализированного полового поведения, подобных
индийской Кама Сутре - сексологические исследования и руководства не в счет,
они - продукт не культуры, а чисто эмпирического подхода. Эмпирические
рекомендации просто указывают, что можно делать, чтобы извлекать
максимальное наслаждение без вреда для себя или партнера; характер их чисто
инструментальный, и пособие для супругов - это обычная техническая
инструкция по обслуживанию тел, не отличающаяся от технической инструкции по
обслуживанию автомобиля. Рациональная санкция, которую дарует физиология или
патология, - совсем не то, что санкция культурная, которая одна лишь
способна быть конечной инстанцией, самодостаточной и самое себя объясняющей.
Не нужно ведь ни к кому и ни к чему апеллировать, чтобы оправдать тот факт,
что мы едим, сидя за столом, а не на полу, что, здороваясь, протягиваем
правую руку, а не левую.
В полном соответствии с общей иерархией явлений, заданной христианством,
секс, не санкционированный супружеством, был в нашей культуре грехом. Но и в
рамках допускаемых супружеских отношений навязывался некий "сексуальный
минимум": метафизические требования предписывали практиковать секс лишь
"целевым назначением" - для продолжения рода. Искать наслаждения было
недопустимо - его в лучшем случае терпели как неизбежный побочный эффект.
Отсюда пошли и извращения биологической нормы под действием нормы культурной
- в тех случаях, когда эти нормы могли вступать в конфликт. Как известно,
культурная традиция - в разных кругах по-разному, - третировала человеческое
тело, и еще в XIX веке у пуритан или в викторианской Англии сексуальная
холодность считалась нормой для женщины, а переживание оргазма - чем-то для
порядочной женщины неприличным. Я убежден, что если бы теологи властью
религиозного запрета могли покончить с оргазмом, - они непременно сделали бы
это. Ведь в оргазме виделся сатанинский соблазн. Конечно, сегодня святейшая
теология отступает от подобного отношения к сексу, но это уже позднейшие
коррективы. Дионисийское отношение к жизни христианству чуждо и должно быть
чуждым. Однако если мощно навязываемый нравственный кодекс, подкрепляемый
культурными санкциями, вступает в конфликт с существенными биологическими
потребностями, - предмет конфликта быстро становится средоточием
сопротивления, принимающего самые многообразные формы. В лоне данной
культуры рождается иная, противостоящая ей контркультура. Но никогда она не
принимает вид "голой биологии", открыто предъявляющей свои требования. Как
субкультурный анклав, она заимствует свои модели и образы у господствующей
|
|