|
обнаженной скульптуре в нашей стране сейчас и в период господства ханжеской
морали несколько десятилетий назад, когда античные фигуры завешивались
передниками или у Давида отбивались гениталии, чтобы "ликвидировать
порнографию". Впрочем, такое было не только у нас. Знаменитый социолог
Парето писал в исследовании, посвященном "аморальной литературе":
"Общеизвестно, что статую Справедливости в Риме - работы Гильельмо делла
Порты - Бернини одел в медные одежды, чтобы скрыть ее наготу. Это смешно,
извинительно, если вспомнить, что она стоит в церкви - в соборе Святого
Петра. К сожалению, стражи добродетели не ограничились тем, что одели
статую. Они хотели даже запретить ее воспроизведение в гравюрах и на
фотографиях..."! [15].
Короче, восприятие порнографии или, точнее, восприятие тех или иных
изображаемых и описываемых фактов как порнографии меняется во времени,
меняется с изменением социального контекста.
ПОРНОТОПИЯ
Английский исследователь Стивен Маркус назвал мир порнографии
"порнотопией [16] Также как каждое время порождает свою утопию, так у
каждого времени своя порнотопия; порнотопия отражает в преувеличенном ли, в
искаженном ли виде - социальные обстоятельства своего времени.
Попробуем взглянуть, как рисуется образ современной порнотопии западными
исследователями. Это, собственно, перечень тем, мотивов, сюжетов и идей,
имплицитно содержащихся в современной западной видеопорнографии. Ведущей
темой является тема неутолимого тотального сладострастия. Порнотопия -
осуществленная мечта сладострастника, "объекты" всегда налицо, готовые,
страстно ждущие совокупления. "Герой" всегда в состоянии "предоргазма", а
когда оргазм наступает, это лишь повод к поиску нового оргазма. Поистине
сказочная страна, где человек бесконечно ест и пьет, не утоляя голода и
жажды. "Весь мир порнотопийца, - пишет Г. Шмидт, - сосредоточен в его
половых органах. Он живет постольку, поскольку удовлетворяется или
удовлетворяет. Утолить похоть означает больше не хотеть, а это в порнотопии
общественно опасное деяние. Сексуально удовлетворенный - это нарушитель
согласия, опасный человек, ejaculate praecox политический бунт [17].
Полезно сравнить, как воспринимается это сексуальное излишество, это
бесконечное наслаждение в нынешней и в викторианской порнографии, подробно
описанной Ст. Маркусом. В викторианскую эпоху - в период скудости ресурсов,
необходимости больших затрат для удовлетворения даже первичных потребностей,
такое бесконечное сладострастие означало растрату, разгул, мотовство,
противопоставляющие себя требованиям самоограничения, воздержания, аскезы,
характерным для морали того времени. В нынешнее время, в эпоху экономики,
ориентированной на максимальное потребление, порнотопия - это воплощение
совершенного, т.е. мгновенного, бесконечного и постоянного потребления.
Если бы со всеми человеческими потребностями оказалось бы так же, как в
порнографии с половой потребностью, то это был бы рай для производителей и
продавцов. В порнотопии сексуальная потребность - единственная потребность,
а сексуальность - универсальный товар - единственное, что потребляют
порнотопийцы, причем потребляют безостановочно. Поэтому порнотопию можно
рассматривать как идеальный тип потребительского общества. Современная
порнография соответствует современным социоэкономическим отношениям на
Западе.
Порнография выработала символ такого потребления - женщину с ненасытным
сексуальным желанием. Женщина в порнотопии - субъект сладострастия (а не
объект, как может показаться на первый взгляд); жадная, бесстыдная,
предающаяся бесконечным оргазмам. Время в порнотопии имеет своеобразный
характер. Оно течет не от утра к полудню и вечеру, не от начала смены к
обеденному перерыву и к концу рабочего дня - оно отмеряется от оргазма к
оргазму. В современном обществе, когда работа становится дефицитом,
порнография как бы намекает, как приспособиться к этой новой ситуации,
демонстрирует новую систему заполнения и измерения времени, показывает, как
занять себя человеку, который не может найти себе общественного применения.
Это - циничная утопия бесконечного потребления и бездумного проматывания
времени.
Разумеется, в порнотопии царит не только гармония и не только всеобщая
адаптированность. Враждебность, унижение, месть, господство и подчинение,
стремление постоянно унизить партнера инсценируются постоянно.
Садомазохистские мотивы преобладают. Жертвами обычно выступают женщины.
"Хореография" позиций демонстрирует господствующее положение мужчин;
Fellatio, когда женщина стоит на коленях перед мужчиной, Coitus a tergo и
т.д. Однако реальные отношения господства в порнотопии сложнее и
"диалектичнее", чем это кажется на первый взгляд. Женщина отдается мужчине,
но подразумевается, что он сам не в силах сопротивляться ее таинственной
притягательности. Он властвует над ней, но он во власти вызываемого ею
сладострастия.
Садомазохистская ситуация характеризуется анонимностью партнеров. В
порнотопии сладостраствуют чужие друг другу люди. Любовных пар здесь нет.
Формула порнотопии: интимность плюс максимальная дистанцированность. В
"старой" порнографии этот парадокс решался через деньги (проституция), либо
через социальную дистанцию (господин - служанка, госпожа - слуга). Поскольку
в порнотопии все равны, здесь отчужденность, дистанцированность
|
|