|
инсценируется психологически: партнеры не знают друг друга и друг другом не
интересуются ни до, ни после самого акта. Даже соединяясь, они остаются,
наслаждаются как бы каждый сам по себе. Они никогда не обнимаются.
Контактируют лишь их гениталии, иначе они вообще не касались бы друг друга.
Эта отделенность имеет и техническое обоснование: между партнерами постоянно
присутствует камера; при более тесном контакте порнография не состоялась бы.
Так техническое средство обусловливает и само оказывается обусловленным
психологической конституцией порнографии.
И, наконец, фетишизация - также один из главнейших мотивов в
порнографической продукции. Чулки, женское белье и тому подобные предметы
фетишистского наслаждения постоянно в кадре. Два совершенно нагих тела
шокировали бы наблюдателя. Однако главный и высший фетиш - мужской член,
предмет упоенной гордости владельца и бесконечного рабского обожания и
стремления женщин. Однако каждый конкретный фаллос при этом обесценивается,
ибо их бесконечное множество, каждый горд и каждый обожаем, один, как и
другой, независимо от того, кому он принадлежит.
Все эти пары власти и подчинения, отчуждения и интимности, фетишизации и
обесценивания должны иметь своего рода общий знаменатель. Попытки найти
такой общий знаменатель были сделаны Фрейдом: 80 лет назад он писал о
"Всеобщей униженности любовной жизни" (так называлась его статья 1912 года).
Согласно Фрейду, для современного человека характерно разъединение
сексуальных, чувственных и интимно-любовных стремлений Только физическое
унижение объекта любви дает человеку возможность реализовать половое
чувство. Фрейд рассказывает при этом о своем пациенте, который чувствовал
себя мужчиной только при общении с проститутками, но постоянно оказывался
импотентом с любимой и духовно близкой ему женой. Этот разрыв, это
"расщепление" любовной жизни выполняет в любовных отношениях функцию
предохранителя - предохраняет от таких опасностей, как табу инцеста, полное
отождествление с другим, потеря самотождественности и т.п. Но за это
приходится платить: любовно-семейное, т.е. доверие, безопасность, важность,
- и сексуальное, т.е. страсть, похоть, - живут отдельно и не могут
соединиться друг с другом.
"Там, где любят, нет страсти, а где есть страсть, там не любят" - писал
Фрейд. Если принять эту схему за систему координат, то порнография воплощает
в себе - именно сексуальное - темную, разрушительную, "неврозную" сторону
любви. В этом - ее психологическая истина. А в "порнотопическом" содержании
- ее "социально-экономическая" необходимость.
ИНСТРУМЕНТ ВОСПИТАНИЯ?
Эти опирающиеся на идеи Фрейда соображения заставляют усомниться в
перспективности борьбы с порнографией, в которой находят свое отражение как
существующие властные и экономические отношения, так и - если можно так
выразиться - часть психологической природы современного человека. Другое
дело - вопрос о том, как воздействует порнография на человеческую психику, в
частности на формирующиеся характеры молодых людей. На этот счет
существовали разнообразные точки зрения: порнография ведет к снижению
контроля индивида по отношению к собственной сексуальной активности, к росту
неконтролируемых, в том числе девиантных форм сексуального поведения вообще,
к возрастанию преступности, к психопатологическим проявлениям Не вдаваясь в
пересказ мнений исследователей конца XIX - начала XX века, заметим, что
именно на этих исследованиях, опиравшихся, фактически, не на объективные
научные данные, а на господствующую мораль, и смешивавших, как показано
выше, порнографическое и непристойное, базировалось запретительное или
ограничительное в отношении порнографии законодательство в большинстве стран
Запада. Что же касается советского законодательства и законодательства
бывших социалистических стран, то их ханжеская мораль и репрессивная
правовая установка вообще не требовали и не предполагали какого бы то ни
было научного обоснования.
В последние десятилетия точка зрения науки на этот предмет изменилась.
Дело, по-видимому, объясняется как отработкой объективных процедур
эмпирического исследования, так и возросшей способностью ученых занимать
объективную, свободную от ценностей (прежде всего от ценностей
господствующей морали, от обыденных установок и стереотипов) позицию по
отношению к исследуемому предмету.
В дальнейшем изложении мы опираемся на ряд новейших исследований в
западной (американской и западногерманской) сексологии, авторы которых
приходят к совершенно однозначным выводам относительно вреда порнографии для
психосексуального и психосоциального развития общества [18].
Воздействие картин, фильмов и текстов однозначно порнографического
содержания не ведет к снижению сексуального контроля и к возрастанию
неконтролируемой сексуальной активности.
Согласно всем имеющимся исследованиям, воздействие сексуальных
произведений у большинства мужчин и женщин вызывает половое возбуждение,
которое как по объективным данным (физиологические реакции), так и с точки
зрения самих субъектов (суждения опрошенных), вполне поддается контролю. Это
половое возбуждение лишь у меньшинства и лишь в течение короткого времени
(максимум в 24 часа) реализуется в сексуальной активности. Эта активность,
однако, ограничивается теми формами сексуального поведения, которые и без
того постоянно практикуются этими индивидами, т.е. сексуальная активность
|
|