|
Божьем, в андрогине. В творческом акте высшей любви женская и мужская
природа перестают быть жутко чуждыми и враждебными. И должно быть
окончательное освобождение и очищение от эротического обоготворения пола и
женственности, перенесенных на саму божественную жизнь.
Половая любовь связана с самим существом личности, с утерей человеком
образа и подобия Божьего, с падением андрогина, в котором женственность была
не чуждой ему стихией, внешне притягивающей, а внутренним началом в
человеке, в нем пребывающей девой. И религиозный смысл любви половой,
эротики, в том, что она является источником движения личности ввысь,
творческого ее восхождения. Смысл любви не в статике устроения жизни, а в
динамике движения жизни, творчестве жизни иной. Всякая победа статики над
динамикой в любви есть омертвение, окостенение любви, превращение ее из
творчества в послушание, в приспособление к условиям существования. В
подлинной любви есть творческий прорыв в иной мир, преодоление
необходимости. И не ведают, что делают те, которые хотят превратить и любовь
в послушание. Это ведь значит свободу превратить в необходимость, творчество
в приспособление, гору превратить в равнину. Любовь - горная, а не
равнинная, с ней нечего делать тем, которые устраивают приспособление к
равнинной жизни. Любовь нельзя удержать на равнине, она мертвеет и
превращается в иное. Любовь - не жилец на равнинной жизни. В любви нет
ничего статического, ничего устраивающего. Любовь - полет, разрушающий
всякое устроение.
В любви-дружбе нет той жуткой отчужденности и жуткой притягательности
объекта, какая есть в любви половой. В дружбе нет этой полярности,
притягивающей противоположные стихии, и нет такого жуткого сочетания любви с
враждой. Дружба не так связана с самими корнями личности, с самим целостным
образом и подобием Божьим в человеке. Дружба наполняет жизнь личности
положительным содержанием, но не затрагивает первооснов личности. Пол разлит
по всему человеку; дружба лишь часть его, лишь душевная функция. Но в
подлинной, глубокой дружбе есть элемент эротический - есть если не прямая,
то косвенная связь с полом. Энергия пола, энергия жажды соединения может
быть направлена и на дружбу, как и на любой творческий акт. И та лишь дружба
полна высокого смысла, в которой есть напряжение половой энергии, этой
энергии всякого соединения. Тайна пола есть тайна творческого недостатка,
бедности, рождающей богатства. Дружба есть не цельная, а дробная любовь, она
не вмещает окончательной тайны двух, но может к ней приближаться. В дружбе
нет соединения двух в плоть единую (не только в смысле сексуального акта, но
и в ином, более высоком смысле), есть лишь касание. Поэтому дружба является
высокой ступенью в иерархии чувств соединяющих, но не самой высокой и не
окончательной. Но и в любвидружбе должно быть эротическое проникновение в
неповторимую тайну лица любимого, вернее, отражение одного в другом и
глубинное понимание.
Любовь половая, любовь эротическая, считается глубоко, абсолютно отличной
от любви общечеловеческой, любви братской, любви "христианской". О, конечно,
отлична! Любовь половая знает тайну двух, и она коренится в полярности
распавшихся стихий. Любовь "христианская", как и гуманистическая,
превратилась в совершенную отвлеченность, бесплотную и бескровную, в любовь
"стеклянную", по выражению Розанова. Да и святые отцы более призывали к
тому, чтобы "ожесточить сердце свое", чем к любви. Не раз уже было говорено
здесь, что христианская любовь совсем не была еще раскрыта человечеством в
религии искупления. Раскрытие христианской любви требует творческого акта.
Она зовет к иному, не "от мира сего" соединению всех в христианском
всечеловечестве, к соединению всех в свободном Духе, а не в необходимой
природе. Доныне христианское человечество знало соединение природное,
соединение из приспособления к необходимости. Это приспособление к
необходимости было не только в государстве, но и в церкви, уподобившейся
государству. Физическая история церкви была совсем не религиозна. Воплощение
церкви в истории было культурно и разделяло все особенности культуры. Во
всемирной, всечеловеческой христианской любви должен быть тот же творческий
прорыв в иной мир, то же видение человеческого лица всякого брата по Духу в
Боге, что в высшей степени есть в любви эротической. В христианской любви,
не стеклянной, не отвлеченной, есть отблеск небесной эротики, есть
направление на все человечество и на весь мир энергии пола. Любовь половая
преодолевает греховное распадение мужского и женского в нездешнем соединении
двух. Любовь христианская преодолевает греховное распадение всех существ
мира, всех частей мира в нездешнем соединении всех Падение и распадение
человека было связано с полом. С полом связано и окончательное
воссоединение. Только в небесной эротике нет скуки всего здешнего, смертной
скуки приспособления к необходимости. Христианскую любовь в долгой истории
пытались превратить в скуку здешнего приспособления. И оправдывали это
преступление мистикой послушания последствиям греха. Подлинная христианская
любовь считалась в христианском мире дерзостью, гордыней слишком
головокружительного восхождения. Грешному человеку даже любовь не
разрешалась, как недостойному.
Достаточно ли ясна таинственная связь любви с андрогинизмом? В связи этой
раскрывается окончательный смысл любви. Андрогинизм и есть окончательное
соединение мужского и женского в высшем богоподобном бытии, окончательное
преодоление распада и раздора, восстановление образа и подобия Божьего в
человеке. Любовь есть возврат человеку утерянной девы - Софии. В
андрогинизме разгадка той тайны, что в Абсолютном Человеке - Христе не было
|
|