|
ротивопоставлении семьи и карьеры. Очень часто женщина чувствует себя
обманутой, она начинает относиться к браку как к средству порабощения и
устремляется к удовлетворению более высоких потребностей и желаний, таких,
например, как карьера, путешествия, личностная автономия и т.п. Но в том-то и
состоит основное положение теории жалоб и иерархически-интегративной теории
потребностей, что такого рода дихотомизация есть не что иное, как признак
незрелости. Неудовлетворенной женщине можно посоветовать беречь то, что она
имеет, и только после этого – по принципу профсоюзного движения – требовать
большего! Это все равно, что сказать: оберегай что имеешь и желай большего. Но
ведь даже здесь все обстоит таким образом, словно нам никак не пойдет впрок
этот вечный урок: каждая домохозяйка мечтает о карьере и каждая домохозяйка,
сделавшая карьеру, найдет новый повод для неудовлетворенности. Не успеет
человек пережить момент удачи, не успеет прочувствовать трепет от исполнения
желания, как уже воспринимает его как само собой разумеющееся и вновь
тревожится и проявляет недовольство, взыскуя Большего!
Я предлагаю для осмысления реальную возможность избежать неудовлетворенности.
Для этого необходимо лишь осознать чисто человеческое свойство – стремиться к
большему; отказаться от мечты о постоянном и непрерывном счастье, принять как
данность тот факт, что человеку не под силу вечный экстаз; человек способен
лишь на краткое переживание счастья, после которого со всей неизбежностью
обречен на недовольство и пени о недоступности большего. Постигнув это, мы
сможем донести до всех людей знание, которое самоактуализирующемуся человеку
дается автоматически, мы расскажем, что мгновения удачи заслуживают того, чтобы
считать их благословением и быть благодарными за них, и не поддаваться
искушению сопоставления или выбора из двух взаимоисключающих альтернатив. Для
женщины это значит не отказываться от истинно женских радостей (любовь, дом,
ребенок), но, обретя их, устремиться к полному дочеловечиванию, к воплощению
желаний, общих для женщин и мужчин, – например, к осуществлению своих
интеллектуальных и творческих способностей, к воплощению своих талантов, своих
самобытных возможностей, своего жизненного предназначения.
В корне была пересмотрена основная идея главы 6 "Инстинктоподобная природа
базовых потребностей". Значительный прогресс, которого добилась в последние
десять лет генетика, заставляет нас признать большую, чем мы признавали
пятнадцать лет назад, весомость фактора наследственности. Наиболее существенным
с точки зрения психологии мне представляется факт открытия интересных
метаморфоз, которые могут происходить с Х- и Y-хромосомами: их удвоение,
утроение, утрата и т.д.
Серьезной переделке по этим же причинам была подвергнута и глава 9
"Инстинктоподобна ли деструктивность?"
Может статься, что достижения, которых добилась генетика, помогут мне стать
более понятным, более доступным, чего мне очевидно не хватало до сих пор. Споры
о роли наследственности и среды сегодня практически ничем не отличаются от тех,
что велись пятьдесят лет назад. Мы по-прежнему слышим как адептов упрощенной
теории инстинктов, с одной стороны, так и высказывания, выражающие крайнее
презрение по отношению к инстинктивизму, презрение, расцветающее на почве
тотального и радикального инвайронментализма.* Тезисы как одних, так и других
слишком легко опровергнуть, они настолько несостоятельны, что мы вправе назвать
их просто глупыми. В противовес этим двум полярным точкам зрения я предлагаю
третью – мою теорию, которую я формулирую в главе 6 и поясняю в последующих
главах. По моему мнению, человек обладает лишь очень слабыми рудиментами
инстинктов, которые даже не стоило бы называть инстинктами в истинном, животном,
смысле этого слова. Эти рудименты, эти инстинктоидные тенденции настолько
слабы, что не могут противостоять культуре и научению, – последние факторы
гораздо более сильны и могучи. Фактически, можно сказать, что психоанализ и
другие формы вскрывающей терапии, хотя бы тот же "поиск себя", выполняют очень
трудную, очень деликатную задачу высвобождения инстинктоидных тенденций,
вызволения слабо обозначенной сущностной природы человека из-под груза внешних
пластов, сформированных научением, привычками и культурными влияниями. Одним
словом, человек имеет биологическую сущность, но эта сущность очень слаба и
нерешительна: необходимы специальные методы, чтобы обнаружить ее. Человеку
приходится искать и обнаруживать в себе – индивидуально и субъективно – свое
животное начало, свою биологическую человечность.
* Инвайронментализм – убежденность в том, что личностные особенности человека
обусловлены прежде всего формирующим воздействием окружающей среды, а не
наследственными (биологическими) факторами. – Прим. ред.
Таким образом, мы приходим к выводу, что человеческая природа чрезвычайно
податлива, податлива в том смысле, что культура и среда с легкой небрежностью
угнетают или даже убивают в нас присущий нам генетический потенциал, но они не
в состоянии породить его или усилить. Мне думается, этот вывод может послужить
веским аргументом в пользу предоставления абсолютно равных социальных
возможностей всем младенцам, приходящим в этот мир. Он же может стать
чрезвычайно мощным аргументом в пользу хорошего общества, поскольку плохое
общество угнетает развитие врожденных возможностей человека. Последнее
положение подкрепляет и развивает ранее выдвинутое мною утверждение о том, что
принадлежность к роду человеческому ipso facto дает человеку право
дочеловечиваться, то есть воплощать в действительность все потенциально
присущие ему человеческие возможности. Человечность как принадлежность к
человечеству должна определяться не только в терминах бытия, но и в терминах
становления. Мало родиться человеком, нужно стать им. В этом смысле младенец –
не более чем возможный человек, ему еще предстоит дорасти до человечности, и в
этом ему должны помочь семья, общество и культура.
Приняв эту точку зрения, мы в конеч
|
|