|
торый я проводил с
ним. Мне подумалось, что, может быть, дон Хуан так говорит
просто потому, что я ему надоел. В конце концов, ведь я
отказался от его учения.
- Я чувствую, что мы говорим о разных вещах, - сказал
я. - Мне не следовало приводить в пример самого себя. Я имел
в виду, что должно быть в мире что-нибудь, до чего тебе есть
дело, в том смысле, что это не контролируемая глупость. Я не
думаю, чтоб можно было продолжать жить, если нам,
действительно, ни до чего не будет дела.
- Это относится к т е б е . Вещи имеют значения
д л я т е б я . Ты спросил меня о моей контролируемой
глупости, и я сказал тебе, что все, что я делаю по отношению
к себе и к другим людям, - есть глупость, потому что ничего
не имеет значения.
- Я хочу сказать, дон Хуан, что если для тебя ничего не
имеет значения, то как ты можешь продолжать жить... Я,
действительно, хочу знать; та должен объяснить мне, что ты
имеешь в виду.
- Может быть, это и невозможно объяснить. Некоторые
вещи в твоей жизни имеют для тебя значение, потому что они
важны. Твои поступки, определенно, важны для тебя; но для
меня ни единая вещь не является более важной и ни один из
моих поступков, и ни один из поступков людей. Тем не менее,
я продолжаю жить, так как я имею свою волю, потому что я
настроил свою волю, проходя через жизнь, до таких пор, что
она стала отточенной и цельной, и теперь для меня ничего не
значит то, что ничего не имеет значения. Моя воля
контролирует глупость моей жизни.
Я сказал ему, что, по-моему, некоторые поступки людей
были очень важны; я сказал, что ядерная война, определенно,
была самым драматическим примером таких поступков. Я сказал,
что для меня уничтожение жизни на замле было бы поступком
чрезвычайно ненормальным.
- Ты веришь этому, потому что думаешь. Ты думаешь о
жизни. Т ы н е в и д и ш ь .
- Разве я чувствовал бы иначе, если бы я мог
в и д е т ь ?
- Как только человек научится в и д е т ь , он
окажется один в мире, где есть только глупость. Твои
поступки, точно также, как поступки других людей, в общем
кажется важными для тебя, потому что ты научился думать, что
они важны. Мы выучиваемся думать обо всем, и затем приучаем
наши глаза видеть так, как мы думаем о вещах, на которые
смотрим. Мы смотрим на себя, уже думая, что мы важны. И так
оказывается, что мы чувствуем себя важными. Но тогда, когда
человек научится в и д е т ь , он поймет, что он не может
больше думать о вещах, на которые смотрит; а если он не
может думать о вещах, на которые смотрит, то все становится
неважным.
Дон Хуан, должно быть, заметил мой удивленный взгляд и
повторил свое утверждение три раза, как бы стараясь
заставить меня понять. То, что он сказал, сначала звучало
для меня, как ерунда, но поразмыслив об этом, я увидел, что
его слова скорее напоминают мудреное утверждение о какой-то
из сторон восприятия.
Я попытался придумать хороший вопрос, который заставил
бы его прояснить свою точку зрения, но ничего не придумал.
Внезапно я почувствовал сильную усталось и не мог ясно
формулировать свои мысли. Дон Хуан, казалось, заметил мое
утомление и мягко похлопал меня по спине.
- Почисти вот эти растения, - сказал он, - а затем
покроши их в этот горшок. - он вручил мне большой горшок и
вышел.
Он вернулся домой через несколько часов, когда уже
близился вечер. Я окончил крошить его растения и имел
достаточно времени, чтобы записать свои заметки. Я хотел
сразу же задать ему несколько вопросов, но был не в
настроении отвечать мне. Он сказал, что голоден и хочет
сначала проглотить пищу.
Он разжег огонь в своей глиняной печурке и поставил
горшок с бульоном, приготовленным на костях. Он заглянул в
пакеты с провизией, и выбрал некоторые овощи, нарезал их на
мелкие кусочки и бросил в котел. Затем он лег на циновку,
сбросил сандалии и велел мне сесть поближе к печке, чтобы я
мог поддерживать огонь.
Было очень темно; с того места, где я сидел, я мог
видеть небо на западе. Края некоторых толстых облаков были
изрезаны глубокими морщинами, в то время, как центр облаков
был почти черным.
|
|