|
конституциональным факторам, наследственной предрасположенности, унаследованным
от родителей характеристикам или дарованиям и другим аналогичным явлениям, но
уверенно отвергает передачу сложных воспоминаний о специфических событиях,
предшествовавших зачатию индивида
Под влиянием модели Фрейда в ведущих направлениях психиатрии и
психотерапии закрепилось понятие о новорожденном как о tabula rasa (пустой,
чистой доске), а о его развитии - как полностью определяемом
последовательностью детских переживаний. Современная медицинская теория
отрицает возможность того, что опыт биологического рождения записан в памяти
ребенка; и обычный довод в медицинских учебниках - недоразвитость коры
головного мозга у новорожденного (не закончена миелинизация оболочки
церебральных нейронов). В эволюционных умозрениях психиатров и психологов
пренатальным влияниям подвержены лишь наследственность, слабые, неясные
конституциональные факторы, физические дефекты организма и, возможно, различия
в относительной силе различных инстинктов
В материалистической психологии доступ к любой новой информации возможен
только по прямому сенсорному каналу при помощи перестановки старых данных или
совмещения их с новыми. Даже такие явления, как разум, искусство, религия,
этика и наука сама по себе, в механистической науке объясняются как продукты
материальных процессов в мозге. Вероятность того, что человеческая разумность
развилась из химического ила первобытного океана благодаря всего-навсего
случайной последовательности механических процессов, кто-то недавно очень
удачно сравнил с вероятностью того, что ураган, пронесшийся сквозь гигантскую
помойку, случайно соберет "Боинг-747". И в этом невероятном допущении заложено
метафизическое положение, недоказуемое существующими научными методами. Весьма
далекое от научного образца информационного процесса (как яростно утверждают
его сторонники), оно при современном состоянии знаний вряд ли представляет
собой большее, чем один из ведущих мифов западной науки
Десятилетиями механистическая наука упражнялась в защите своих систем
убеждений, обзывая любое серьезное отклонение от перцептуального и
концептуального соответствия ньютоно-картезианской модели "психозом", а все
исследования, накапливающие несовместимые с ней данные - "плохой наукой". И
судя по всему, самый непосредственный вред эта стратегия нанесла теории и
практике психиатрии. Современная психиатрическая теория не способна адекватно
учесть широкий диапазон явлений, выходящих за рамки биографических реалий
бессознательного, таких как перинатальные и трансперсональные переживания,
детально обсуждаемые на страницах этой книги
Поскольку для подлинного понимания почти всех проблем, с которыми имеет
дело психиатрия, глубокое знание трансбиографических областей опыта ничем не
заменимо, эта ситуация имеет серьезные последствия
В частности, более глубокое понимание психотических процессов фактически
невозможно без признания трансперсональных измерений души. А существующие
объяснения либо предлагают поверхностные и неубедительные психодинамические
интерпретации, которые сводят данные проблемы к биографическим факторам раннего
детства, либо постулируют неизвестные биохимические факторы, якобы объясняющие
искажения "объективной реальности" вместе с другими странными и непостижимыми
проявлениями
И, судя по всему, самый непосредственный вред эта стратегия нанесла
теории и практике психиатрии. Современная психиатрическая теория не способна
адекватно учесть широкий диапазон явлений, выходящих за рамки биографических
реалий бессознательного - таких как перинатальные и трансперсональные
переживания, детально обсуждаемые на страницах этой книги
Поскольку для подлинного понимания почти всех проблем, с которыми имеет
дело психиатрия, глубокое знание трансбиографических областей опыта ничем не
заменимо, эта ситуация имеет серьезные последствия
В частности, более глубокое понимание психотических процессов фактически
невозможно без признания трансперсональных измерений души. А существующие
объяснения либо предлагают поверхностные и неубедительные психодинамические
интерпретации, которые сводят данные проблемы к биографическим факторам раннего
детства, либо постулируют неизвестные биохимические факторы, якобы объясняющие
искажения "объективной реальности" вместе с другими странными и непостижимыми
проявлениями
Объяснительная слабость старой парадигмы еще более очевидна в отношении
таких важных социокультурных явлений как шаманизм, религия, мистицизм, ритуалы
перехода, древние мистерии и церемонии целительства в различных
доиндустриальных культурах. В нынешней тенденции низвести мистические
переживания и духовную жизнь до культурно приемлемых квазипсихотических
состояний, до примитивного суеверия или неразрешенных детских конфликтов и
зависимостей, ясно видно серьезное непонимание их истинной природы. Попытку
Фрейда приравнивать религию к неврозам навязчивых состояний можно считать
адекватной в лучшем случае
по отношению к одному лишь аспекту религии - к исполнению ритуалов. Он оставил
без внимания ключевое для развития всех великих религий значение
самостоятельного визионерского опыта альтернативных реальностей. Столь же
сомнительны бесчисленные теории,
вдохновленные психоанализом, которые пытаются объяснить исторические события
апокалиптического размаха (войны, кровавые революции, геноцид и тоталитарные
системы), как результат детских травм и других событий из биографии
исторических личностей
Недостаток приемлемых объяснений у старых моделей представляет только
|
|