|
результате беспорядочных химических реакций. Точно так же клеточная организация
органической материи и эволюция к высшим формам жизни возникли механически, без
участия разумного принципа, в результате случайных генетических мутаций и
естественного отбора, обеспечивающего выживание более приспособленных. И в
конце концов это привело к разветвлению филогенетической системы иерархически
организованных
видов со все возрастающим уровнем сложности
Затем, по дарвиновской генеалогии когда-то очень давно, произошло
эффектное (и до сих пор необъяснимое) событие: бессознательная и инертная
материя стала осознавать себя и окружающий мир. Хотя механизм этого чудесного
события находится в полном противоречии даже с наименее строгими научными
рассуждениями, правильность этого метафизического предположения считается сама
собой разумеющейся, а решение проблемы молчаливо переадресовывается к будущим
исследованиям
Исследователи не пришли к согласию даже в том, на какой эволюционной
стадии возникло сознание. Однако убеждение, что сознательность присуща только
живым организмам и что она требует высокоразвитой центральной нервной системы,
составляет основной постулат материалистического и механистического
мировоззрения. Сознание рассматривается как продукт высокоорганизованной
материи (центральной нервной системы) и как эпифеномен физиологических
процессов в головном мозге
Вера в то, что сознание производится головным мозгом, разумеется, не
совсем произвольна. Она основывается на большом числе наблюдений в клинической
и экспериментальной неврологии и психиатрии, которые указывают на тесную связь
между различными аспектами сознания и физиологическими или патологическими
процессами в головном мозге - такими, как травмы, опухоли или инфекции.
Например, контузия мозга или кислородная недостаточность могут привести к
потере сознания
Опухоль или травма височной доли влекут за собой иные искажения
сознательных процессов, отличающиеся от тех, что вызваны префронтальными
поражениями. Инфекционные заболевания мозга или применение некоторых
лекарственных средств с психоактивными свойствами (снотворных, стимуляторов или
психоделиков) тоже способствуют характерным изменениям сознания. В некоторых
случаях изменения сознания из-за неврологических расстройств настолько
специфичны, что могут помочь в коррекции диагноза. Больше того, успешное
нейрохирургическое или иное медицинское вмешательство может вызвать отчетливое
клиническое улучшение
Эти наблюдения без всякого сомнения демонстрируют существование тесной
связи между сознанием и головным мозгом, однако, не обязательно доказывают, что
сознание является продуктом мозга. Логика этого полученного механистической
наукой вывода весьма сомнительна, и, разумеется, можно себе представить
теоретические системы, которые объясняли бы имеющиеся данные совершенно иначе.
Иллюстрацией может послужить такой простой пример, как телевизор. Качество
изображения и звука строго зависит от правильной работы всех компонентов, а
неисправность или поломка какого-то из них приведет к весьма специфическим
искажениям
Телевизионный механик может найти неисправный компонент по характеру
искажения и устранить поломку, заменив или отремонтировав нужные детали. Никто
из нас не увидит в этом научного доказательства того, что программа должна
генерироваться в телевизоре, поскольку телевизор - искусственная система, и ее
функции хорошо известны. А ведь как раз такой по типу вывод получен
механистической наукой в отношении мозга и сознания. В этой связи интересно,
что Уайлдер Пенфилд (нейрохирург с мировым именем, проведший потрясающие
исследования головного мозга и сделавший значительный вклад в современную
нейрофизиологию) в книге "Тайна сознания" (Penfield, 1976), подводящей итог
работе, которой посвящена вся его жизнь, выразил глубокое сомнение в том, что
сознание является продуктом мозга и его можно объяснить в терминах церебральной
анатомии и физиологии
В материалистической науке индивидуальные организмы являются по сути
отдельными системами, способными сообщаться с внешним миром и между собой
только через органы чувств; все эти коммуникации происходят в известных формах
энергии. Ментальные процессы объясняются с точки зрения реакции организма на
окружающую среду и творческой обработки сенсорной информации, полученной раньше
и хранящейся в мозге в форме энграмм. Здесь материалистическая психология
использует кредо английской эмпирической школы, кратко выраженное Джоном Локком
(Locke, 1823): "Nihil est in intellectum quod non priunt fueritin sensu" ("в
разуме нет ничего, чего не было бы раньше в чувствах")
В силу линейности времени прошлые события безвозвратно теряются, если не
записываются специфическими системами памяти. Значит, воспоминания любого вида
требуют специального материального субстрата - клеток центральной нервной
системы или физико-химического генетического кода
Воспоминания о событиях жизни индивида сохраняются в банках памяти
центральной нервной системы. Психиатрия уже признала клиническую очевидность
того, что люди способны не только сознательно восстанавливать эти воспоминания,
но и при определенных обстоятельствах актуально проживать их заново, в живой и
насыщенной форме
Единственным, насколько это известно, субстратом для передачи
наследственной и филогенетической информации является физико-химический код
молекул ДНК и РНК. Современная медицинская модель признает возможность такой
передачи для информации, относящейся к механике эмбрионального развития,
|
|