|
назвал ее силой тяготения и установил, что она прямо пропорциональна
взаимодействующим массам и обратно пропорциональна квадрату расстояния. В
ньютоновской системе тяготение - довольно таинственная сущность. Оно
представляется неотъемлемым атрибутом тех самых тел, на которые действует: это
действие осуществляется мгновенно, независимо от расстояния
Другой существенной характеристикой ньютоновского мира является
трехмерное пространство классической эвклидовой геометрии, которое абсолютно,
постоянно и всегда пребывает в покое. Различие между материей и пустым
пространством ясное и недвусмысленное. Подобным образом, время абсолютно,
автономно и независимо от материального мира; оно представляется однородным и
неизменным потоком из прошлого через настоящее в будущее. В соответствии с
теорией Ньютона все физические процессы можно свести к перемещению материальных
точек под действием силы тяжести, действующей между ними и вызывающей их
взаимное притяжение. Ньютон смог описать динамику этих сил при помощи нового,
специально разработанного математического подхода - дифференциального
исчисления
Итоговым образом такой Вселенной является гигантский и полностью
детерминированный часовой механизм. Частицы движутся в соответствии с вечными и
неизменными законами, а события и процессы в материальном мире являют собой
цепь взаимозависимых причин и следствий. В силу этого возможно, хотя бы в
принципе, точно реконструировать любую прошлую ситуацию во Вселенной или
предсказать будущее с абсолютной определенностью. Практически этого никогда не
происходит, поскольку мы не в состоянии получить детальную информацию обо всех
сложных переменных, входящих в данную ситуацию. Теоретическую вероятность
подобного предприятия никто серьезно не исследовал. Как и основное
метафизическое допущение, оно представляет существенный элемент
механистического взгляда на мир. Илья Пригожин (Prigogine, 1980) назвал эту
веру в безграничную предсказуемость "основополагающим мифом классической науки"
Равное по важности влияние на философию и историю науки последних двух
столетий оказал один из величайших французских философов Рене Декарт
Его наиболее значительным вкладом в ведущую парадигму была предельно
заостренная концепция абсолютной дуальности ума (res cogitans) и материи (res
extensa), следствием которой стало убеждение, что материальный мир можно
описать объективно, без отсылки к человеку-наблюдателю. Эта концепция послужила
инструментом для быстрого развития естественных наук и технологии, но одним из
крайне нежелательных результатов ее победы явилось серьезное пренебрежение
холистическим подходом к пониманию человека, общества и жизни на планете. В
каком-то смысле картезианское наследие оказалось еще менее податливым элементом
западной науки, чем ньютоновский механистицизм
Даже Альберт Эйнштейн - гений, подорвавший основания ньютоновской физики,
сформулировавший теорию относительности и заложивший основы квантовой теории -
не смогло конца освободиться от чар картезианского дуализма (Caрга, 1982)
Всякий раз используя термин "ньютоно-картезианская парадигма", мы должны
помнить, что западная механистическая наука исказила и извратила наследие обоих
великих мыслителей. И для Ньютона, и для Декарта понятие о Боге было
существенным элементом философии и мировоззрения. Ньютон был глубоко духовной
личностью, серьезно интересовался астрологией, оккультизмом и алхимией. По
словам его биографа Джона Мэйнарда Кейнса (Keynes, 1951), он был последним из
великих магов, а не первым великим ученым. Ньютон верил, что Вселенная
материальна по природе, но не думал, что ее происхождение может быть объяснено
материальнами причинами. Для него, Бог - это тот, кто изначально создал
материальные частицы, силы между ними и законы, управляющие их движением.
Однажды сотворенная Вселенная будет впредь функционировать как машина, а значит,
ее можно описать и понять в этих терминах. Декарт тоже верил, что мир
существует объективно и независимо от человека-наблюдателя. Однако для него эта
объективность основана на том, что мир постоянно воспринимается Богом
Западная наука поступила с Ньютоном и Декартом так же, как Маркс и
Энгельс с Гегелем. Формулируя принципы диалектического и исторического
материализма, они препарировали гегелевскую феноменологию мирового духа -
оставили его диалектику, но заменили дух материей
Аналогичным образом, концептуальное мышление во многих дисциплинах
предлагает прямую логическую вытяжку из ньютоно-картезианской модели, но образ
божественного разума, который был сердцевиной рассуждений этих двух великих
людей, из новой картины исчез. Следующий за всем этим систематический и
радикальный философский материализм стал новым идеологическим основанием
современного научного мировоззрения
Во всех своих бесчисленных ответвлениях и приложениях
ньютоно-картезианская модель оказалась чрезвычайно успешной в самых различных
областях. Она предложила всестороннее объяснение фундаментальной механики
солнечной системы и была с успехом использована для понимания беспрерывного
движения жидкости, вибрации упругих тел и термодинамики. Она стала основой и
движущей силой замечательного прогресса естественных наук в XVIII и XIX веках
Дисциплины, смоделированные по Ньютону и Декарту, в деталях разработали
картину Вселенной в виде комплекса механических систем, огромного агрегата из
пассивной и инертной материи, развивающегося
без участия сознания или созидательной разумности. От "большого взрыва" через
изначальное расширение галактик до рождения солнечной системы и ранних
геофизических процессов, создавших нашу планету, космическая эволюция якобы
управлялась исключительно слепыми механическими силами
По этой модели, жизнь зародилась в первозданном океане случайно, в
|
|