|
древние духовные системы и первобытные мифы кажутся странными и бессмысленными
только потому, что их научное содержание либо неизвестно, либо искажено
антропологами и филологами, не владеющими простейшими физическими, медицинскими
или астрономическими знаниями
В науке разум не может быть универсальным, а иррациональное никак не
исключить полностью. Не существует единственной интересной теории, которая
соглашалась бы со всеми фактами в своей области. Мы обнаруживаем, что ни одна
теория не в состоянии воспроизвести некоторые количественные результаты, и что
все они на удивление некомпетентны качественно
Все методологии, даже самые очевидные, имеют собственные пределы
Новые теории первоначально ограничены сравнительно узким диапазоном
фактов и медленно распространяются на другие области. Форма этого расширения
редко определяется элементами, составлявшими содержание теорий старых.
Возникающий концептуальный аппарат новой теории вскоре начинает обозначать
собственные проблемы и проблемные области
Многие из вопросов, фактов и наблюдений, имеющие смысл только в
оставленном уже контексте, неожиданно оказываются глупыми и неуместными: они
забываются или отбрасываются. И наоборот, совершенно новые темы проявляются как
проблемы чрезвычайной важности
Наше обсуждение научных революций, динамики парадигм и функционирования
научных теорий может, наверное, оставить у читателя впечатление, что данная
работа имеет отношение главным образом к истории науки. Легко предположить, что
последний серьезный концептуальный переворот произошел в первые десятилетия
нашего века, а следующая научная революция произойдет когда-нибудь в отдаленном
будущем. Вовсе нет, главная весть этой книги в том, что западная наука
приближается к сдвигу парадигмы невиданных размеров, из-за которого изменятся
наши понятия о реальности и человеческой природе, который соединит наконец
концептуальным мостом древнюю мудрость и современную науку, примирит восточную
духовность с западным прагматизмом
Ньютоно-картезианское заклятие механистической науки
В течение последних трех столетий в западной науке господствовала
ньютоно-картезианская парадигма - система мышления, основанная на трудах
британского естествоиспытателя Исаака Ньютона н французского философа Рене
Декарта. Используя эту модель, физика добилась удивительного прогресса и
завоевала себе солидную репутацию среди всех прочих дисциплин. Ее уверенная
опора на математику, эффективность в решении проблем и успешные практические
приложения в различных областях повседневной жизни сделались тогда стандартом
для всей науки
Умение увязывать базисные концепции и открытия с механистической моделью
Вселенной, разработанной в физике Ньютона, стало важным критерием научной
узаконенности в более сложных и менее разработанных областях - таких, как
биология, медицина, психология, психиатрия, антропология и социология. Поначалу
приверженность механистическому взгляду дала весьма позитивный толчок научному
прогрессу этих наук. Однако, в ходе дальнейшего развития концептуальные схемы,
выведенные из ньютоно-картезианской парадигмы, утратили свою революционную силу
и стали серьезным препятствием для изысканий и прогресса в науке
С начала двадцатого века, претерпев глубокие и радикальные изменения,
физика преодолела механистическую точку зрения на мир и все базисные допущения
ньютоно-картезианской парадигмы. В этой экстраординарной трансформации она
становилась все сложнее, эзотеричнее и непостижимее для большинства ученых,
работавших в других областях. Таким дисциплинам, как медицина, психология и
психиатрия, не удалось приспособиться к этим быстрым переменам и укоренить их в
своем способе мышления. Мировоззрение, уже давно устаревшее для современной
физики, по-прежнему считаться научным во многих других областях - в ущерб
будущему прогрессу. Наблюдения и факты, противоречащие механистической модели
Вселенной, чаще всего отбрасываются или замалчиваются, а исследовательские
проекты, не относящиеся к доминирующей парадигме, лишаются финансирования.
Самые яркие тому примеры - психология, альтернативные подходы в медицине,
исследования психоделиков, танатология и некоторые области полевых
антропологических исследований
За последние два десятилетия антиэволюционная и антипродуктивная природа
старой парадигмы становилась все более очевидной особенно в научных дисциплинах,
изучающих человека. В психологии, психиатрии и антропологии концептуальный
"пуританизм" достиг такой степени, что эти дисциплины оказались перед лицом
глубокого кризиса, сравнимого по размаху с кризисом физики во времена
эксперимента Майкельсона- Морли
Возникла насущная необходимость в фундаментальном сдвиге парадигмы,
который позволил бы вместить и воспринять постоянно увеличивающийся наплыв
революционных фактов из самых разных областей, которые никак не соответствуют
старым моделям. Многие исследователи полагают, что с новой парадигмой можно
будет заполнить брешь, отделяющую наши традиционные психологию и психиатрию от
глубокой мудрости древних и восточных систем мышления. Перед детальным
обсуждением причин грядущей научной революции и ее возможных направлений,
кажется уместным описать характерные черты старой парадигмы, адекватность
которых в настоящее время весьма сомнительна
Механистическая Вселенная Ньютона - это Вселенная твердой материи,
состоящей из атомов, маленьких и неделимых частиц, фундаментальных строительных
блоков. Они пассивны и неизменны, их масса и форма всегда постоянны. Самым
важным вкладом Ньютона в модель греческих атомистов (во всем остальном схожую с
его моделью) было точное определение силы, действующей между частицами. Он
|
|