|
проблемы решать, а какие оставлять без ответа
Критерии же для экспертизы по этой ситуации находятся целиком вне круга
нормальной науки
Ученый, занятый нормальной наукой, становится решателем задач
Парадигма для него - то, что само собой разумеется, и ему совсем не
интересно проверять ее надежность. На самом деле он существенно укрепляет ее
фундаментальные допущения. Этому в частности есть такие вполне понятные
объяснения, как энергия и время, затраченные в прошлом на обучение, или
академическое признание, тесно связанное с разработкой данной парадигмы. Однако
корни затруднения уходят гораздо глубже, за пределы человеческих ошибок и
эмоциональных привнесений
Они затрагивают саму природу парадигм и их роль в науке
Важная часть этого сопротивления - уверенность в том, что текущая
парадигма верно представляет реальность, и в том, что она в конце концов
справится со всеми своими проблемами. Таким образом, сопротивление новой
парадигме является, в конечном счете, той самой предрасположенностью, которая
делает возможным существование нормальной науки. Ученый, занимающийся
нормальной наукой, напоминает шахматиста, чья активность и способность к
решению задач жестко
зависят от набора правил. Суть игры состоит в отыскании оптимальных решений в
контексте этих априорных правил, и в подобных обстоятельствах было бы абсурдным
в них сомневаться - а уж тем более их изменять. В обоих примерах правила игры
разумеются сами собой; они представляют необходимый набор предпосылок для
деятельности по решению задач. Новизна же ради новизны в науке не желательна, в
отличие от других областей творчества
Таким образом, до проверки парадигмы дело доходит, только в том случае,
когда при постоянных неудачах решить важную задачу возникает кризис,
порождающий конкуренцию двух парадигм. Новой парадигме предстоит пройти
испытание по определенным критериям качества. Она должна предложить решение
каких-то ключевых проблем в тех
областях, где старая парадигма оказалась несостоятельной. Кроме того, после
парадигмальной смены должна быть сохранена такая же способность к решению задач,
какая была у уходящей парадигмы. Для нового подхода важна также готовность к
решению дополнительных проблем в новых областях. И, тем не менее, в научных
революциях наряду с выигрышами всегда есть и потери. Их обычно скрывают,
принимая негласно - до той поры, пока прогресс гарантирован
Так, ньютоновская механика, в отличие от аристотелевской и картезианской
динамики, не объяснила природу сил притяжения между частицами материи, а просто
допустила гравитацию. Этот вопрос был позднее адресован общей теории
относительности и только в ней получил разрешение. Оппоненты Ньютона считали
его приверженность к врожденным силам возвратом к средневековью. Точно так же,
теория Лавуазье не смогла ответить на вопрос, почему самые разные металлы столь
похожи - вопрос, с которым успешно справлялась теория флогистона. И только в
двадцатом веке наука снова смогла взяться за эту тему. Оппоненты Лавуазье
возражали также против отказа от "химических принципов" в пользу лабораторных
элементов, считая это регрессом от обоснования к простому наименованию. В
другом подобном случае, Эйнштейн и другие физики противились главенствовавшей
вероятностной интерпретации квантовой физики
Новая парадигма не принимается постепенно, под неумолимым воздействием
очевидности и логики. Смена происходит мгновенно, она похожа на психологическое
превращение или на сдвиг в восприятии фигуры и заднего плана, и оно подчиняется
закону "все или ничего". Ученые, избирающие для себя новую парадигму, говорят о
том, что их "осенило", о неожиданном решении или о вспышке проясняющей интуиции.
Почему так происходит, пока не совсем понятно. В дополнение к способности
парадигмы исправить кризисную ситуацию, к которой привела старая парадигма, Кун
упоминает в качестве причин иррациональные мотивы, биографически
предопределенную идиосинкразию, исходную репутацию или национальность
основоположника и другие причины. Кроме того, важную роль могут играть и
эстетические качества парадигмы - такие, как элегантность, простота и красота
В науке существовала тенденция рассматривать последствия смены парадигмы
с точки зрения нового толкования имеющихся данных
Согласно этому взгляду, наблюдения однозначно определяются природой
объективного мира и аппарата восприятия. Однако, такая позиция сама зависит от
парадигмы - это одно из основных допущений картезианского подхода к миру.
Необработанные данные наблюдения далеки от того, чтобы представлять чистое
восприятие; а стимулы не следует путать с их восприятием или ощущением.
Восприятие обусловлено опытом, образованием, языком и культурой. При
определенных обстоятельствах одни и те же стимулы могут привести к различным
ощущениям, а различные стимулы - к одинаковым. Для первого из этих положений
примером могут служить двусмысленные картины, вызывающие радикальное
переключение гештальта восприятия. Самые известные из них те, что могут быть
восприняты двумя различными способами - т.е. как утка или кролик, как античная
ваза или два человеческих профиля. Хорошим примером второго положения служит
человек с дефектом зрения, который учится при помощи сложных линз
корректировать изображение мира. Нет нейтрального языка наблюдения, который
строился бы только по отпечаткам на глазной сетчатке. В понимании природы
стимулов, сенсорных органов и их взаимодействия отражается существующая теория
восприятия и человеческого разума
Ученый, принимающий новую парадигму, не интерпретирует реальность
по-новому, скорее он похож на человека в новых очках. Он видит те же самые
|
|