|
редкостно, а в принципе невероятно. Действительное открытие может произойти
только в том случае, если не сбудутся предположения относительно природы,
методов и средств исследования, основанные на существующей парадигме. Новые
теории не возникнут без разрушения старых воззрений на природу
Новая, радикальная теория никогда не будет дополнением или приращением к
существующим знаниям. Она меняет основные правила, требует решительного
пересмотра или переформулирования фундаментальных допущений прежней теории,
проводит переоценку существующих фактов и наблюдений. По теории Куна, только в
событиях подобного рода можно признать настоящую научную революцию. Она может
произойти в каких- то ограниченных областях человеческого знания или может
радикально повлиять на целый ряд дисциплин. Сдвиги от аристотелевской к
ньютоновской физике или от ньютоновской к эйнштейновской, от геоцентрической
системы Птолемея к астрономии Коперника и Галилея, или от теории флогистона к
химии Лавуазье - замечательные примеры изменений этого рода. В каждом из этих
случаев потребовался отказ от широко принятой и достойной научной теории в
пользу другой, в принципе с ней несовместимой. Каждый из этих сдвигов вылился в
решительное переопределение проблем, доступных и значимых для научного
исследования. Кроме того, они заново определили то, что допустимо считать
проблемой, а что - стандартами законного ее решения. Этот процесс приводил к
коренному преобразованию научного воображения; мы не преувеличим, если скажем,
что под его воздействием менялось само восприятие мира
Томас Кун отметил, что всякая научная революция предваряется и
предвещается периодом концептуального хаоса, когда нормальная практика науки
постепенно переходит в то, что он называет "экстраординарной наукой". Раньше
или позже повседневная практика нормальной науки обязательно приведет к
открытию аномалий. Во многих случаях некоторые приборы перестанут работать так,
как предсказывает парадигма, в ряде наблюдений обнаружится то, что никак не
вместить в существующую систему убеждений, или же проблема, которую нужно
решить, не будет поддаваться настойчивым усилиям выдающихся специалистов
Пока научное сообщество остается под чарами парадигмы, одних аномалий
будет недостаточно, чтобы засомневаться в обоснованности базовых допущений.
Поначалу неожиданные результаты будут называться "плохими исследованиями",
поскольку диапазон возможных результатов четко определен парадигмой. Когда
результаты подтверждаются повторными экспериментами, это может привести к
кризису в данной области
Однако даже тогда ученые не откажутся от парадигмы, которая привела их к
кризису. Научная теория, однажды получившая статус парадигмы, до тех пор будет
в ходу, пока ей не найдется жизнеспособной альтернативы
Несовместимости постулатов парадигмы и наблюдений еще недостаточно. В
течение некоторого времени расхождение будет рассматриваться как проблема,
которая в конце концов разрешится за счет модификаций и прояснений
И все же после периода утомительных и бесполезных усилий аномалия вдруг
выходит за рамки еще одной загадки, и данная дисциплина вступает в период
экстраординарной науки. Лучшие умы в этой области концентрируют свое внимание
на проблеме. Критерии исследования начинают слабеть, экспериментаторы
становятся менее предубежденными и готовыми рассматривать дерзкие альтернативы.
Растет число конкурирующих обоснований, причем они все больше расходятся по
смыслу
Неудовлетворенность существующей парадигмой возрастает и выражается все
более недвусмысленно. Ученые готовы обратиться за помощью к философам и
обсуждать с ними фундаментальные установки - о чем и речи не могло быть в
период нормальных изысканий. До и во время научных революций происходят также
горячие дебаты о законности методов, проблем и стандартов. В этих
обстоятельствах, с развитием кризиса возрастает профессиональная неуверенность.
Несостоятельность старых правил ведет к интенсивным поискам новых
Во время переходного периода проблемы можно решать как при помощи старой,
так и при помощи новой парадигмы. Это неудивительно - философы науки не раз
доказывали, что конкретный набор данных всегда можно интерпретировать в рамках
нескольких теоретических построений
Научные революции - это те некумулятивные эпизоды в науке, когда старая
парадигма полностью или частично заменяется новой, с ней несовместной
Выбор между двумя конкурирующими парадигмами нельзя сделать на основе
оценочных процедур нормальной науки. Последняя является прямой наследницей
старой парадигмы, и ее судьба решающим образом зависит от исхода этого
соревнования. Поэтому парадигма становится жестким предписанием по
необходимости - она в состоянии к чему-то склонить, но не способна убедить ни
логическими, ни даже вероятностными аргументами. Перед двумя конкурирующими
школами встает серьезная проблема коммуникации. Они оперируют разными базовыми
постулатами о природе реальности и по-разному определяют элементарные понятия
Вследствие этого, они не могут прийти к согласию даже в том, какие
проблемы считать важными, какова их природа и что собой представляет их
возможное решение. Научные критерии разнятся, аргументы зависят от парадигмы, а
осмысленная конфронтация невозможна без взаимной интерпретации понятий. В
рамках новой парадигмы старые термины обретают совсем иные определения и новый
смысл; в результате они скорее всего и соотноситься будут совершенно иначе.
Коммуникация через концептуальную перегородку будет заведомо неполной и
приведет к путанице. В качестве характерного примера можно привести полное
различие по смыслу таких понятий, как материя, пространство и время в
ньютоновской и эйнштейновской моделях. Рано или поздно, ценностные суждения
тоже вступят в действие, поскольку разные парадигмы расходятся в том, какие
|
|