|
голосовые и двигательные проявления.
Особенно важно воздерживаться от каких-либо оценок относительно
исполняемой музыки, от попыток догадаться, чья это музыка, к какой культуре она
принадлежит,на какое знакомое произведение она похожа, оценить, каково качество
исполнения, в какой тональности она исполняется, каково каче'ство записи или
музыкальной аппаратуры, на которой эта запись воспроизводится и т. д. Музыке
надо дать воздействовать на душу и тело совершенно спо'нтанно и элементарно.
Тогда она оказывается мощным средством создания и поддержания необычных
состояний сознания. Музыка, используемая для этой цели, должна быть технически
высочайшего качества и достаточно громкой, чтобы увлечь слушателя. Когда такого
рода звуковая технология изменения состояний сознания используется наряду с
ранее описанной техникой дыхания, они усиливают воздействие друг друга и их
сочетание как средство психотерапии и самоисследования оказывается чрезвычайно
мощным.
В психоделической терапии, где эмпирическая глубина обеспечивается
воздействием фармакологического агента, основное правило при выборе музыки
состоит в том, чтобы она как можно полнее соответствовала переживаниям
пациентов. Налример, работая с ЛСД, терапевту следует на начальной фазе
выбирать музыку текучего, открытого характера, обладающую качеством
постепенного развертывания в соответствии с развертыванием воздействия ЛСД. В
средней части сеанса музыка должна быть мощноЙ, влекущей и относительно
постоянной в отношении громкости. Между третьим и четвертым часом можно
обратиться к музыке "взрывного" характера, поскольку как раз в это время
большинство пациентов переживают кульминацию и внезапное разрешение проблем. По
мере успокоения переживаний музыка может становиться все более и более
спокойной и медитативной.
Кроме того, если терапевту известно специфическое содержание переживаний
пациента, он может поддержать протекающий процесс соответствующим выбором
музыки. Если движения человека указывают на сексуальный характер переживаний,
музыка должна быть чувственной и эротичной. "Шахерезада" Римского-Корсакова,
"Грот Венеры" из "Тангейзера" и "Смерть Изольды" из "Тристана" Вагнера,
любовные сцены из "Ромео и Джульетты" Прокофьева являются известными примерами
такого рода музыки. Агрессивные переживания требуют динамичной музыки вроде
барабанных записей из ритуалов примитивных племен или шаманских камланий, пьесы
"Мпрсэ из "Планет" Холста или драматических отрывков из вагнеровских опер.
Эпизоды океанического экстаза, чувства космического единства и
переполняющей любви требуют выбора музыки, передающей соответствующие эмоции и
состояния сознания. Иногда, если пациент говорит о переживаниях, относящихся к
определенной культуре, например, о воспоминаниях прошлых жизней в России, Индии
или Японии, терапевт может выбрать музыку, соответствующую этим культурам или
даже непосредственно с ними связанную.
Иногда могут быть очень эффективными записи звуков природы. Это могут быть,
например, записи звуков в животе беременной женщины ( "Колыбельная утробы"),
голосов китов, волков, шумов насекомых, скажем, сверчков или пчел, пения птиц,
журчания ручья, рокота моря или "астрономических" звуков - излучений пульсаров.
Если используется не ЛСД, а другие психоделики, выбор и организация музыки
должны, естественно, соответствовать специфическим особенностям процесса -
разворачиванию и длительности сеанса и "динамической кривой" переживаний. Так,
например, производные триптамина, такие, как ДМТ или ДПТ, действуют почти сразу,
но время их действия короче. Амфетаминовые эмпатогены требуют более мягкой и
текучей музыки. Диссоциативный анестетик кетамин обладает коротким действием
(около часа) и требует медленной и выразительной "пространственной" музыки.
Принципы использования музыки в холотропной терапии в значительной степени
подобны тем, которые я описал, касаясь психоделической терапии. Основное
отличие состоит здесь в том, что необычное состояние сознания возникает в
результате собственных усилий человека, а не химического воздействия препарата;
его длительность. зависит от поддержания интенсивного дыхания и воздействия
музыки; оно не достигается автоматически. Мы обнаружили, что полезно сразу же
начинать с музыки, вызывающей подьем, чтобы помочь инициировать необычное
состояние сознания. В течение почти всего сеанса музыка в основном должна быть
более мощной и эмпатической, чем в психоделической терапии.
Что касается выбора определенной музыки, то я очерчу лишь общие принципы и
приведу несколько примеров, основанных на нашем опыте. Каждый терапевт или
терапевтическая группа со временем создает собственную подборку определенных
музыкальных отрывков для различных фаз сеанса и для определенных специфических
ситуаций. Основное правило состоит в том, чтобы чутко реагировать на фазу,
интенсивность и содержание переживаний, а не навязывать им что-либо извне. Это
соответствует общим представлениям холотропной терапии, которая с глубоким
уважением относится к мудрости коллективного бессознательного и к автономности
и спонтанности терапевтического процесса.
Как правило, предпочтение должно отдаваться музыке высоких художественных
достоинств, не слишком известной и не обладающей конкретным содержанием.
Следует избегать песен или вокальных пъес, в которых слова вызывают
специфические ассоциации или наводят на определенные темы. Если вокальные
произведения все же используются, то их слова должны звучать на незнакомом
пациенту языке, так чтобы человеческий голос воспринимался наряду с
музыкальными инструментами. По той же причине рекомендуется избегать
музь"кальных пьес, вызывающих у пациентов специфические интеллектуальные
ассоциации.
Так, "Свадебный марш" из "Лоэнгрина" Вагнера или из "Сна в летнюю ночь"
|
|