|
пока дыхание не освободиться, после чего можно вернуться к интенсивному дыханию
как основному средству продолжения процесса. Позже, если дыхание не приносит
полного разрешения в других областях, терапевт применяет тот же прием
отреагирования. Возможности вмешательства терапевта в заключительной фазе
сеанса будут описаны далее.
Терапевтические возможности музыки
В холотропной терапии для вызывания необычных состояний сознания наряду с
интенсивным дыханием применяется специальная, соответствующая этим состояниям
музыка. Так же как и контролируемое дыхание, музыка и другие формы звуковой
технологии в течение тысячелетий использовалась как мощное средство изменения
сознания. С незапамятных времен монотонное пение и барабанный бой
использовались шаманами в различных частях мира. Многие незападные культуры
независимо друг от друга создали ритмические рисунки, которые в недавних
лабораторных экспериментах проявили способность заметно воздействовать на
физиологическую ацтивность мозга, что отражается в изменениях ЭЭГ (Nейег, 1961,
1962). Архивы по культурной антропологии содержат бесчисленные примеры
вызывающей транс инструментальной музыки, пения и танцев.
Во многих культурах сложная звуковая технология специфически
использовалась в ритуалах исцеления. Соответствующие ритуалы индейцев навахо,
исполняемые специально обученными певцами, по своей сложности могут быть
сопоставлены с партитурами вагнеровских опер. Трансовые танцы африканских
бушменов обладают необыкновенной лечебной силой, что было зафиксировано
многочисленными антропологическими наблюдениями и фильмами (Lee and DeVore,
1976; Katz, 1976). Терапевтические возможности синкретических ритуалов
южноамериканских племен и племен Карибского бассейна, вроде кубинской сантерии
или бразильской умбанды, зафиксированы многими профессионалами из этих стран с
европейским образованием. В европейской традиции примечательные случаи
эмоционального и психосоматического излечения происходили на собраниях
экстатических христианских сект, использовавших трансовые танцы, пение и музыку,
например, южных черных баптистов, евангелистов, пятидесятников и Людей Святого
Духа.
Многие значительные духовные традиции создавали звуковую технологию,
которая не только могла вызывать общее состояние транса, но и более
специфически воздействовала на сознание. Сюда прежде всего нужно отнести
тибетское многоголосное исполняемое одним человеком пение, священные песнопения
различных суфийских орденов, индийские бхаджаны и киртаны, в частности древнее
искусство нада-йоги, путь к единству посредством звука. Индийское пение
постулирует специфическую связь между тонами определенной частоты и отдельными
чпкрами. Систематически используя это знание, можно влиять на состояние
сознания предсказуемым и желательным образом. Это лишь немногие примеры
широкого использования музыки в ритуальной практике, целительстве и духовных
традициях. Читатель, интересующийся более подробно влиянием музыки на
человеческую психику, может обратиться к специальной литературе (Hamel, 1976;
Berendt, 1985).
Мы систематически использовали музыку в программе психоделической терапии
в Мэрилендском центре психиатрических исследований (штат Балтимор), и убедились
в ее огромных психотерапевтических возможностях. В необычных состояниях
сознания музыка может выполнять ряд различных функций Она помогает мобилизовать
старые эмоции и сделать их доступными для выражения, она интенсифицирует и
углубляет процесс, она создает значимый контекст переживаний. Постоянный поток
музыки создает несущую волну, помогающую человеку пройти через трудные
переживания и тупики, преодолеть психологическую защиту, отдаться происходящему
и войти в его поток.
Искусное применение соответствующей музыки облегчает проявление
специфических содержаний - агрессии, эмоциональной или физической боли,
сексуальности и чувственности, борьбы за биологическое рождение, экстатических
взлетов, океанической атмосферы пребывания в утробе. В работе с группой громкая
и динамичная музыка позволяет также заглушить звуки, издаваемые участниками на
различных стадиях процесса, включить их в единую художественную форму. Элен
Бонни, музыкальный терапевт и наша сотрудница по мэрилендскому
научно-исследовательскому психиатрическому центру, разработала на основе своих
представлений о терапевтических возможностях музыки технику под названием
"Направленное воображение под музыку" (Воппу and Savary, 1973).
Для использования музыки в качестве катализатора глубинных переживаний в
самоисследовании необходимо освоить новый способ ее слушания и установку,
непривычную в нашей культуре. Мы часто используем музыку как бессодержательный
акустический фон на вечеринках, в магазинах и даже на рабочих местах, а также в
рамках дисциплинированной и интеллектуализированной установки более
подготовленной публики концертных залов. Динамический и элементарный способ
использования музыки на рок-концертах ближе к тому, что необходимо в
холотропной терапии, но он слишком экстравертно ориентирован и ему недостает
устойчивой направленности вглубь себя.
В холотропной и психоделической терапии необходимо полностью отдатъся
потоку музыки, дать ей отзываться во всем теле, реагировать на нее спонтанным и
элементарным образом, в том числе разрешить себе проявления, немыслимые в
концертном зале, где даже молчаливые слезы или тихое покашливание могут стать
источниками замешательства. Здесь же необходимо дать полное выражение всему,
что вызывает музыка, здесь надо ллакать и смеяться, гримасничать, трястись,
двигать бедрами, извиваться всем телом, допускать любые эмоциональные,
|
|