|
спонтанные эпизоды быстрого дыхания, возникающие у психиатрических пациентов,
следует скорее поддерживать, чем подавлять любыми средствами.
Протекание холотропных сессий значительно различается не только у разных
людей, но и у одного и того же человека. Как я уже упоминал, в некоторых
случаях сессия может от начала до конца проходить без каких-либо эмоциональных
или психосоматических трудностей. Однако в большинстве случаев интенсивное
дыхание поначалу приводит к более или менее драматическим событиям. Спустя
некоторое время у разных людей по-разному возникают сильные эмоции и
развиваются стереотипные блоки так называемого мышечного панциря.
Эмоции, возникающие в этом контексте, могут быть весьма разнообразными.
Это может быть гнев и агрессия, тревога, печаль и угнетенность, чувство неудачи
и неполноценности, вины и. отвращения и т. п. Физические проявления могут
состоять в мышечном напряжении, головных болях и болях в других частях тела,
тошноте, рвоте, удушье, усиленном слюноотделении, потении, сексуальном
возбуждении и самых различных движениях.
Некоторые люди остаются совершенно спокойными и неподвижными. У них могут
возникать глубокие переживания, но внешне кажется, что с ними ничего не
происходит или что они спят. Другие выглядят взволнованными и проявляют
двигательную активность, их трясет и скручивает, они крутятся, вертятся,
принимают позу эмбриона, ведут себя как младенцы, с усилием проходящие через
родовой канал, или выглядят и ведут себя как новорожденные. Часто имеют место
движения, напоминающие ползание, плавание, толкание, карабкание. Возможны
богатые акустические проявления, в том числе вздохи, рыдания, плач, крики,
детский лепет, бормотание, спонтанное пение, глоссолалия и широкий спектр
звукоподражаний животным.
Иногда движения и жесты могут быть чрезвычайно утонченными, сложными,
дифференцированными и весьма специфическими. Сюда относятся, например, движения,
напоминающие ползание змеи, полет птицы или походку кошачьих, сопровождающиеся
соответствующими звуками. Иногда люди спонтанно принимают какую-нибудь
йогическую позу (асану) или осуществляют соответствующий жест (мудры), не
будучи знакомыми е ними в обычном состоянии. Временами автоматические движения
и/или звуки напоминают ритуальные танцы или другие ритуальные действия из
различных культур - шамайское пение, яванские танцы, балийское обезьянье пение,
символические движения индийских школ танца Катакали или Манипури, горловой
музыки эскимосов-инуитов, тибетского или монгольского многоголосного
(исполняемого одним человеком) пения, японского Кабуки.
Физические напряжения во время дыхания, как правило, возникают в
определенных частях тела. Не будучи простыми физиологическими реакциями на
интенсивное дыхание, они имеют сложную психосоматическую структуру. Они
различны у разных людей и обычно имеют для каждого человека специфическое
психологическое значение. Иногда они являются усиленным вариантом напряжений и
болей, известных человеку по его повседневной жизни, или хронической проблемой,
или симптомом, который появляется в определенные моменты (например, в периоды
сильного эмоционального или физического стресса, крайней усталости, недосыпания,
ослабленности болезнью) или под действием алкоголя или марихуаны В других
случаях в них можно узнать реактивизацию старых трудностей, которые человек
переживал в детстве, отрочестве или во время серьезных эмоциональных стрессов.
В большинстве случаев можно распознать специфические биографические,
перинатальные или трансперсональные источники различных форм психосоматического
дискомфорта, возникающего во время холотропного дыхания, или, по меньшей мере,
обнаружить их общее психологическое значение. Далее я опишу типичные области
физических напряжений, возникающих во время сеансов холотропного дыхания, и их
наиболее распространенные психологические связи. Важно подчеркнуть, что такие
описания являются статистическими по своей природе, они указывают лишь на
наиболее частые проявления, наблюдавшиеся у больших групп людей в течение
большого количества сеансов. В каждом отдельном сеансе человек может пережить
лишь некоторый набор подобных напряжений, часто весьма ограниченный.
Если спазм развивается в руках или ногах (карпопедальный спазм), то это
обычно отражает глубокий конфликт между сильным импульсом к какому-либо
специфическому действию и противостоящим ему столь же сильным запретом.
Возникает динамическое равновесие, состоящее в одновременной активизации
сгибателей и разгибателей с приблизительно равной интенсивностью. Люди,
переживающие такие спазмы, часто рассказывают, что они прочувствовали историю
всей своей жизни (часто даже более того) или репрессированную агрессию,
блокировку импульсов прикосновения к другим или невыраженные сексуальные
тенденции. Иногда болезненные напряжения такого рода могут выражать блокировку
творческих проявлений - желания рисовать, писать, играть на музыкальных
инструментах, мастерить что-то, лечить руками.
Как правило, в этом контексте возникает глубокое понимание природы
конфликта, лежащего в основе мышечных напряжений, его биографических,
перинатальных и трансперсональных корней. Обычно напряжение достигает своей
кульминации, за которой следует глубокое расслабление. Когда это происходит,
человек чувствует, что энергетический блок снят и энергия может свободно
протекать через руки. В течение многих лет мы могли наблюдать, что субьективное
чувство разблокирования сопровождается необыкновенным освобождением
подавлявшегося импульса, лежавшего в основе спазма. Люди часто находили
возможности творческого самовыражения и достигали значительных успехов в
рисовании, танце, литературе, ручных ремеслах или в целительстве с помощью рук.
Освобождение энергетических блоков в руках ведет к важным медицинским
последствиям. Как правило, энергетически заблокированная область недостаточно
|
|